Положение Южной Осетии в военно-тактическом плане незавидное. На большей части государственной границы она уязвима для возможной атаки грузинской армии. Как таковых природных препятствий в виде моря, горных хребтов, непроходимых лесов и болот на пути вражеской бронетехники и пехоты не имеется.
Малая территория, очень изрезанные границы и близость населенных центров к линии фронтов лишает Республику всякой стратегической глубины. Так, от границы с Грузией до окраин Цхинвала всего то пара сотен метров, а расстояние до конечной точки страны у с.Рук какие-то, по сути, пятьдесят километров. И никаких естественных барьеров для обороны не существует. А для современной инженерной техники траншеи и земляные валы не представляют большой преграды, особенно если укрепления не выстроены в виде непрерывной линии. В свое время линия Мажино на франко-германской границе оказалась бесполезной только из-за того, что на лесном участке в Арденнах она оказалась не достроенной.
Конечно же, российские войска являются гарантом безопасности страны. Но полагаться только на нашего военного союзника было бы несправедливо. В конце-концов нашу обороноспособность должны обеспечивать и юго-осетинские вооруженные силы, да и опыт прошлых лет убеждает нас в том, что думать надо о всех возможных вариантах изменения геополитической ситуации.
За государственной границей находится страна, которая никогда не смирится с нашей независимостью. Ведь спор с соседями состоит в несогласии по поводу границ, а в неприятии самого факта существования Республики Южная Осетия. Поэтому, при любом удобном случае, грузинские власти не упустят возможности решить проблему Южной Осетии, и не приходится сомневаться, что будет выбран именно силовой вариант. После того, как Грузия объявлена военным союзником США опасность эта только актуализируется.
Исходя из этого, наше общество должно понимать военную угрозу с юга. И пока что у нас есть время, для того, чтобы провести некоторые военно-организационные мероприятия в стране.
Понятно, что технических и людских ресурсов в стране явно недостаточно. Южная Осетия уступает своему южному соседу по населению и в предвидимом будущем всегда будет вынуждена вести войну против численно превосходящего противника. Учитывая географические реальности, а также перевес противника в живой силе и технике, Республика сама в случае войны не может рассчитывать на победу посредством уничтожения врага. Реальной целью должно быть нанесение такого ущерба его вооруженным силам, который вывел бы их из строя на максимально долгое время.
Вместе с тем надо признать, что того количества вооружения и личного состава, который имеется в вооруженных силах страны на данный момент недостаточно для решения этих задач. Поэтому важное значение имеет формирование действенной системы резерва.
То, что без эффективной работы в этом направлении не обойтись, показали и события августа 2008 года, когда грузинские резервисты бежали впереди отступающей грузинской армии. Вместе с тем, в Цхинвале именно резервисты оказали действенную помощь в организации обороны столицы Республики, в то время, когда по причине неожиданности военного вторжения и фронтального натиска противника, были дезорганизованы подразделения регулярной армии страны. И все дело в том, что система резерва (батальонов, если хотите) у нас действовала еще до 2004-го года.
Необходимость воссоздания действенного резерва понимают и в России. Президент Владимир Путин подписал недавно указ о призыве на сборы военнослужащих запаса. В официальном документе говорится, что сборы продлятся сроком до двух месяцев. В 2014 году согласно указу главы государства военнослужащие запаса будут призываться на срок до двух месяцев на сборы в Вооруженные Силы России, во внутренние войска МВД и в органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности. Подобная практика призыва на военные сборы широко практиковалась в СССР.
В свое время призывники из резерва, их еще называли «партизаны», были частью военного потенциала Страны Советов. Считаем, что нечто подобное необходимо возродить и в нашей стране. Тем более что приписной состав в Республике формально существует еще со времен грузино-осетинского противостояния, когда к батальонам были приписаны и обычные граждане. Часть из них даже выезжала время от времени на стрельбища на полигон в окрестностях Цхинвала и в район селения Вахтана Знаурского района.
При желании можно изучить и опыт государства Израиль. Эта страна территориально находится практически в такой же ситуации, что и Южная Осетия. Небольшая территория, не признающие сам факт существования Израиля многочисленные агрессивные соседи, наличие сильного стратегического союзника, опыт перманентного военного противостояния.
Во время вооруженных конфликтов, сколь бы они не были краткосрочны и локальны, страна объявляет призыв резервистов. И тогда тысячи врачей, учителей и офисных работников одевают хранящуюся у них дома военную форму, и прибывают на призывные пункты. Все жители Израиля, отслужившие срочную службу в ЦАХАЛ (армия Израиля), переходят в качество резервистов, и могут быть призваны в армию в экстренных ситуациях (война, боевая операция, природная катастрофа), либо на плановые задания (учения, охрана поселений и т. д.). Согласно закону 2008 г. о службе резервистов, солдаты обязаны проходить службу резерва до 40 лет (женщины – до 38), боевые офицеры – до 42-х, и некоторые оговоренные специальности (врачи, техники, водители тяжелого и специального транспорта и др.) – до 49-ти лет.
Соединения и части сухопутных войск Израиля подразделяются на кадровые и резервные. Кадровые дивизии и бригады полностью укомплектованы личным составом. Резервные соединения полностью вооружены, однако небольшой по численности личный состав может участвовать лишь в поддержании в боеготовом состоянии оружия и техники, а также обеспечивать своевременное развертывание при объявлении мобилизации. Резервные части 1-й очереди (укомплектованы личным составом на 40 - 50 проц.) способны провести развертывание в течение 24 - 36 часов, а 2-й (укомплектованы на 10 - 15 проц.) – 60-72 ч.
Все граждане Израиля, прошедшие действительную службу зачисляются в резерв по той специальности, которую получили в армии. Как правило, резервисты приписываются к тем частям, в которые они могут прибыть в течение 12 часов после объявления мобилизации. Для тех, кто находится за границей, срок прибытия увеличивается до 2 суток.
Резервисты 1-й очереди обязаны проходить ежемесячные однодневные и ежегодные одномесячные сборы. В ходе сборов они проходят индивидуальную подготовку, участвуют в учениях различного уровня, привлекаются для патрулирования и борьбы с экстремистскими формированиями на оккупированных палестинских территориях.
Мобилизационные мероприятия проходят с высокой оперативностью и в обстановке секретности. Оповещение резервистов может осуществляться передачей по радио или телевидению кодированных сигналов, по телефону, СМС-рассылкой, «живой цепочке» и т. д. С целью проверки и совершенствования мобилизационной системы в Израиле регулярно проводятся учения резервных соединений и частей.
Поэтому, во время кризисов, таких как боевые действия в секторе Газа можно наблюдать, как молодые люди, парни и девушки, представители среднего поколения собираются на пункты сбора. И среди них, кстати, выходцы и из Южной Осетии.
Для того, чтобы создать действенную систему резерва в Южной Осетии по-большому счету нет необходимости в больших финансовых вливаниях. Призывать резервистов можно со своим оружием и обмундированием. Единственное, что необходимо сделать – это провести организационные мероприятия на базе министерства обороны. В статье расходов будет только питание и размещение в полевых условиях. Ну, и, конечно, боеприпасы. При нехватке вооружения можно использовать вооружение из арсеналов минобороны. Для финансирования военных сборов резервистов можно было бы выделять однодневный заработок. Призыв проходил бы в основном в среде работников бюджетной сферы, и эти траты бы не вызвали непонимания с их стороны, так как обеспечивали бы прежде всего их личное довольствие.
Однако для того, чтобы противнику противостоял вооруженный народ всего этого недостаточно. Подготовка к встрече с врагом должна начинаться уже со школьной скамьи. Опыт уроков начальной военной подготовки (НВП) может стать хорошей начальной базой. Здесь учащиеся должны знакомиться с основами военного дела с обязательным выездом на реальные стрельбы. Умение оказывать помощь при ранении также должно быть в числе начальных навыков. В этом аспекте надо отметить, что преподавание предмета начальной военной подготовки проходят не во всех образовательных учреждениях страны. А ведь это подспудно еще и уроки патриотизма.
Военно-медицинское образование должно быть продолжено в высших и средних учебных заведениях. Трудно понять, чем руководствовалось в свое время руководство педагогического института, когда в самый разгар вооруженного конфликта с Грузией закрыло медицинскую кафедру в ВУЗе. И это при том, что на позициях вокруг Цхинвала ежедневно были раненые, а в составе батальонов не хватало санинструкторов.
Каждый гражданин Республики должен быть приписан к определенному участку обороны. Дееспособные мужчины к боевым подразделениям; женщины к медицинским структурам; граждане, которые не могут держать оружие – к военно-инженерным соединениям. Ведь помогать оборудовать боевые позиции также кому-то надо.
Отдельной строкой должна быть мобилизация частного автотранспорта, экскаваторов, подъемных кранов, бульдозеров и т.п. Все эти мероприятия можно будет опробовать несколько раз в год, по отдельным направлениям. В сборах резервистов могут принять участие и руководители государства, благо и Президент, и глава Парламента люди с военной подготовкой. Ведь понятно, что в любом деле важен и личный пример.
Нахождение в активном резерве должно стать почетной обязанностью каждого гражданина страны. Для того, чтобы стимулировать это стремление необходимо вводить и определенные средства воздействия, определяя бонусы для активных участников и ограничения в правах для уклонистов. Вместе с этим необходимо создавать и информационный фон этой инициативы (красочное оформление учений резервистов, создание агитационных видеороликов и материалов в печатных СМИ и т.п.). Несомненно и то, что участие в резерве создаст основу для консолидации народа в процессе участия в общем деле.
И последнее. Мы ведь все прекрасно понимаем, что возможную новую агрессию со стороны Грузии, тем более в быстро меняющихся условиях геополитики, когда идет нарастание давления на саму Россию, еще никто не отменял. А значит, борьба за независимость Южной Осетии еще не окончена. И к возможной эскалации надо быть готовым.