Выступление грузинского премьера Ираклия Гарибашвили на 69-й сессии Генассамблеи ООН вызвало критические замечания со стороны югоосетинских и абхазских политиков. В Южной Осетии на популистские лозунги главы правительства Грузии отреагировали спикер парламента Анатолий Бибилов, МИД РЮО, депутаты и другие официальные лица. Одни назвали это выступление самопиаром, другие обвинили Гарибашвили в распространении лживых заявлений, в стремлении к аннексии чужих территорий.
Похоже, все уже привыкли к тому, что выступления грузинских политических лидеров никогда не отличаются особым смыслом и содержанием, которое можно было бы обсуждать по существу. А в случае с Гарибашвили можно лишь отметить, что вместо решения глубинных проблем грузинской государственности, которые постоянно грозят окончательно разрушить Грузию как государство, правительство «Грузинской мечты» лишь усугубляет ситуацию, пытаясь одновременно отвлечь внимания собственного общества демагогией с ооновских трибун.
Значительная часть речи грузинского премьера была посвящена «огромного прогрессу», которого достигла Грузия, разумеется, под руководством мудрого и досточтимого Бидзины Иванишвили и его верных слуг, прежде всего Ираклия Гарибашвили.
Выступление Гарибашвили можно не раздумывая отнести к жанру политической фантастики. Свое 20-минутное выступление он начал с разговора о «неукоснительной трансформации Грузии» к свободе. «Мы являемся свидетелями наступления нового дня в Грузии. Наши демократические институты более сильны, наша внешняя политика лучше обеспечивает нашу безопасность, а возрастающая экономика работает на пользу всех граждан Грузии. Мы являемся значительно сильным государством, чем двадцать лет назад, и более сильным, чем два года назад. Во всех сферах, начиная с здравоохранения и образования, и заканчивая экономикой и верховенством закона, налицо огромный прогресс. В течение последних двух лет, после того, как к власти пришла «Грузинская мечта», мы прорвали заколдованный круг государственной коррупции, безнаказанности и экономики, работающей только на благо единиц. Мы установили настоящую демократию, с прозрачной и подотчетной системой управления, которая неукоснительно следует принципу верховенства закона. Именно потому, что демократия Грузии завоевана так трудно, возвращение назад исключается. Мы восстановили верховенство закона, создали независимый суд и узаконили более широкие права обвиняемых. Мы поставили точку над безнаказанностью представителей властей и над пытками и оскорбительным отношением в тюрьмах. «Сегодня все граждане Грузии равны перед законом, никто не стоит выше закона, все могут пользоваться процессуальным правом, соответствующим высшим международным стандартам. Я считаю, что демократическая трансформация Грузии действительно может быть примером для других стран региона», - заявил Гарибашвили.
После бурного восхваления правления «мечтателей» грузинский премьер призвал осетин и абхазов стать участниками успехов Грузии, в том числе касательно Соглашения об ассоциации с ЕС.
Разумеется, речь содержала и стандартные мантры о восстановлении «целостности». Читая заявления и выступления лидеров «мечтателей», складывается ощущение, что они не поменяли спичрайтеров Саакашвили и речи им пишут те же лица, что и революционному Мишико. Те же интонации, та же фразеология и то же желание убедить Запад в своей полноценности как государства. Правда, между Саакашвили и «мечтателями» есть существенные отличия. В своем стремлении европеизировать Грузию он четко понимал, что грузинское общество добровольно не согласится на изменение вековых феодальных традиций, поэтому изначально акцент ставился на полицейских, авторитарных методах проведения реформ. Как показало время, изменения ментальности, о котором вещал Саакашвили с международных трибун, так и не произошло за 10 лет его правления. Правительство «ГМ», пришедшее к власти на волне критики Саакашвили, по своей сути представляет собой «ментальную контрреволюцию», возврат к традиционным для грузинской нации порядкам. Лозунги о демократии, верховенстве закона предназначены для западных обывателей, не хотящих признавать, что миллиарды долларов, вложенных в принудительную трансформацию Грузии, потрачены впустую.
20-летний период независимости, пройденный Грузией, показывает, что у этой республики пока что существует лишь две альтернативы развития - либо полицейская диктатура с неминуемыми кровавыми авантюрами, либо феодальные порядки с криминальным душком.
На сегодняшний день этап полицейской диктатуры сменился другим - этапом новой феодализации Грузии. Разношерстность коалиции «Грузинской мечты» усугубляет эту тенденцию. Для системы управления Грузии было бы гораздо лучше, если бы во главе государства оставался сам творец коалиции Иванишвили. Это бы означало существование одного центра управления государством. Теперь же возникла ситуация, когда всевластный олигарх, победивший самого Саакашвили, играет роль смотрящего, законодательно не обладая никакими властными полномочиями. Влияние и эффективность каждого государственного органа и ветви власти зависят не от конституционно прописанных полномочий, а от того, кого поддержит в тот или иной момент гражданское лицо с большими финансовыми ресурсами. Прецедент для государственности Грузии, и без того шаткой, весьма разрушительный.
Кстати, своему появлению на трибуне Генассамблеи ООН Гарибашвили обязан все тому же Иванишвили. Именно он поставил точку в многомесячной борьбе, развернувшейся между премьер-министром Грузии Гарибашвили и президентом Маргвелашвили за право представлять Грузию на сессии Генассамблеи ООН. Ранее споры разгорелись из-за того, кто поставит свою подпись под соглашением об ассоциации с ЕС. Но окончательный разрыв в отношениях произошел именно из-за нынешней поездки. В конфликт между премьером и президентом был вовлечен и парламент Грузии, который также встал на сторону Гарибашвили. Более того, депутаты делегировали своего представителя, чтобы разъяснить бывшему философу Маргвелашвили пределы его конституционных полномочий, причем в достаточно унизительной форме, что позволило грузинской прессе язвительно отметить, что «Маргвелашвили поставили на место».
Глава МИД Майя Панджикидзе также поддержала главу правительства. Но окончательно «свадебного» президента добил его патрон Бидзина, обрушившийся на Маргвелашвили с критикой. Более того, Иванишвили сделал несколько намеков на то, что возможно, президент каким-то образом связан с командой Саакашвили.
В результате на сессию Генассамблеи поехал Гарибашвили, озвучивший там свои популистские симфонии, а Маргвелашвили осталось лишь сетовать прессе на чинимые против него интриги. «Мой визит на сессию Генассамблеи ООН сорван… была проделана серьезная работа, чтобы помешать этому визиту. Эти шаги предприняты не исходя из государственных интересов, а ведомственного противостояния. Если мы пойдем этим путем и попытаемся монополизировать какой-либо институт, мы получим то, что нам не нравилось во власти Саакашвили», - заявил Маргвелашвили.
Не успела успокоиться ситуация после этого скандала, как разгорается новый, на этот раз вокруг вопроса, кто же поедет от Грузии на Всемирный экономический форум в Давосе, который пройдет в январе 2015 года. При этом Маргвелашвили получил приглашение непосредственно от председателя Всемирного экономического форума Клауса Шваба. Не успел он озвучить свои намерения поехать в Давос, как МИД Грузии выскочил с заявлением, что премьер-министр Гарибашвили еще в мае получил приглашение на Всемирный экономический форум. «Я ничего не знаю по поводу того, какой разговор имел президент в Турции, так как не присутствовала на встрече, однако знаю то, что премьер-министр получил приглашение на Давосский форум еще 14 мая и его участие уже подтверждено», - заявила Панджикидзе. Теперь, вероятнее всего, оставшиеся до января месяцы президент и премьер Грузии вновь проведут во взаимной борьбе за командировочные. Похоже, в Грузии теперь самыми популярными жанрами являются политическое фэнтези и политическая сатира. Противостояние между двумя первыми лицами тем временем бурно обсуждает экспертное сообщество Грузии, споря, кто же из них обладает большим правом на Давос. Кто-то предлагает «соломоново решение», мол пусть оба первых лица отправляются в делегации.
Впрочем, все это пустопорожние разговоры, поскольку реальным правом «отпущать или нет» в Грузии обладает один человек без официального статуса.
Авторитетный грузинский эксперт Мамука Арешидзе не исключает, что в случае продолжения противостояния в Грузии может произойти конституционный переворот путем объявления импичмента Маргвелашвили.
Президент Грузии, напротив, грозит, что в случае политического кризиса могут досрочно прекратиться полномочия парламента и, соответственно, правительства, который назначается парламентом. «Я буду действовать исходя из конкретной ситуации. Это моя обязанность. В моменты острых политических кризисов глава государства может распустить парламент, но пока такой ситуации в Грузии нет», - отметил в интервью телекомпании «Имеди» Маргвелашвили.
Не успев разобраться со своим главным политическим противником - Саакашвили, который готовит возвращение к власти, «мечтатели» ввязываются во внутренние разборки. На подходе намечается конфликт с другой немаловажной фигурой коалиции - министром обороны Ираклием Аласания. По мнению грузинского политолога Сосо Цинцадзе, место министра обороны Грузии Ираклия Аласания уже сегодня в оппозиции. Эксперт считает, что инициативы Аласания не согласованы с властью, в качестве примера он называет тот факт, когда министр обороны предложил Соединенным Штатам Америки разместить в Грузии противоракетное оружие воздушной обороны. «Очевидно, Аласания ждет своего звездного часа. В стране возрастает недовольство. Бедность не сокращается. Что касается криминала, тоже есть вопросы, которые вновь вызывают недовольство в электорате, а все это льет воду на мельницу Аласания», - заявил Цинцадзе газете «Ахали таоба». Информацию о возможности подготовки сирийских боевиков на грузинских базах некоторые грузинские эксперты также связывают с самовольными решениями Аласания, напрямую контактирующего с Пентагоном.
Тем временем, пока первые лица в Грузии затеяли подростковые разборки, в стране нарастают негативные явления, в том числе те, с которыми, казалось бы, покончил Саакашвили. По информации грузинских СМИ, в Западную Грузию, в частности, в регион Самегрело вернулись «воры в законе». Наряду с ними также активизировались члены бывшего партизанского соединения «Лесных братьев» во главе с Дато Шенгелия. В частности, «Голос Абхазии» утверждает, что в Зугдиди находится один из видных представителей нового поколения «воров в законе» Зураб Дгебуадзе, в Сенаки «вор в законе» Мераб Мзарелуа, в Абаше - Гоча Каранадзе и другие. В целом по стране наблюдается активизация криминалитета. Ограблениям подвергается даже такая важная магистраль, как железная дорога Баку-Джейхан. Недавно МВД Грузии задержало две группировки, которые банально резали провода на железнодорожной магистрали для дальнейшего сбыта.
На этом фоне разглагольствования Гарибашвили с трибуны Генассамблеи ООН о роли Грузии в создании нового «Шелкового пути» выглядят несколько анекдотично, точно так же, как и утверждения об огромных успехах Грузии.
Вместо того, чтобы расписывать Южной Осетии и Абхазии несуществующие перспективы, грузинским властям следует взяться за реальное укрепление политической системы и государственности Грузии как таковой. В противном случае их ждет новый затяжной политический кризис. Первые произвести смену власти бескровно в 2012-2013 годах Грузии помогли американцы, буквально обуздавшие обе стороны, удерживая их от взаимного истребления, но где гарантия, что следующий раз они захотят или смогут это сделать?