Югоосетинские журналисты добрались до села Карзман

сб, 09/02/2019 - 16:43
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Югоосетинские журналисты с очередным пресс-туром отправились в отдалённые сёла на западе республики. На сей раз СМИ удалось пообщаться с жителями села Карзман Дзауского района и на месте узнать все подробности их жизненных условий, чем они недовольны и о чем негодуют.

Первое, что по дороге в Карзман бросается в глаза, это неописуемой красоты природа и налаженное транспортное сообщение. Строительство приграничной дороги Синагур - Карзман было важным по своему стратегическому значению, потому что дорога соединяет два высокогорных приграничных села с трассой Дзау - Цхинвал.

Дорогу сюда построили в 2016 году. И надо отметить, что раньше между этими селами транспорт фактически не мог проехать, ибо дороги не было вовсе. В настоящее время здесь беспрепятственно могут передвигаться одновременно машины любых размеров.

Во время проведения соответствующих работ привлекались взрывники, которые разрушали твердые скальные породы, а на особо опасных участках приходилось даже менять направление или строить мосты. Сейчас там дорожное полотно шириной шесть метров.

Амбулатория в Карзмане: в ожидании лекарств

Первым местом, куда попали журналисты, была амбулатория села - однокомнатный маленький домик, аккуратно обставленный необходимым инвентарем для приема пациентов и оказания первой медицинской помощи.

Нас встречала медсестра Нона Кипшидзе. Она рассказала, что в амбулатории всегда имеются лекарства для оказания первой помощи, но за время закрытия границы между Южной Осетией и Грузией их запас значительно поредел.

"У нас с лекарствами проблем никогда не бывает, Минздрав Южной Осетии исправно присылает все необходимое. Единственная проблема в том, что жителям нужны для лечения определенные препараты, которые можно приобрести только в Грузии, а из-за того, что граница закрыта, они не могут их купить. Конечно, они обращались и в амбулаторию, но от нас в этом плане ничего не зависит. Насколько мне известно, в Южной Осетии тоже невозможно найти эти медикаменты", - рассказала Кипшидзе.

Российские аналоги лекарств, по ее словам, жители не хотят принимать, ссылаясь на их неэффективность.

На сегодняшний день в амбулатории нет препаратов, которые были назначены врачами жителям во время диспансеризации. Но и этот вопрос, отметила медсестра, можно считать решенным, так как запрос на эти лекарства в Минздрав республики уже отправлен.

"Мы недавно отправили список всех препаратов, которые выписали врачи отдельным жителям, и в Минздраве пообещали в скором времени их прислать. Теперь ждем, когда медикаменты поступят в амбулаторию, чтобы распределить их по адресатам", - пояснила она.

Пообщавшись с медсестрой, мы выяснили, что она работает в Карзмане временно - заменяет подругу, которая осталась по ту сторону границы.

Сама же Нона работает в амбулатории села Синагур. После того как закрыли границу, ей пришлось перейти в Карзман, потому что амбулатория здесь осталась без медсестры. В Синагуре же с этим проблем нет - там их четыре.

Несмотря на то, что между селами дорога налажена, жители предпочитают ездить в соседнее село Синагур через пункт пересечения. На вопрос, "почему?" они отвечают, что так им удобнее, путь занимает меньше времени.

Нона Кипшидзе поделилась, что сама так же поступает: "Дорога от Карзмана до Синагура занимает больше 45 минут, а если поехать через село Переу, то по времени это всего 20 минут. И потом, по осетинскому селу автобус проходит в неделю только один раз - в четверг, а через Переу - каждый день. Конечно, в таком случае для нас, для жителей, ездить через пункт пересечения намного удобнее".

Закрытие границы

Тут надо отметить, что общаться с сельчанами стало очень затруднительно, ибо все они говорят только на грузинском языке. Некоторое время спустя удалось найти переводчика в лице местного милиционера.

Как рассказали жители села Карзман, закрытие границы приносит им определенные неудобства. И за получением медицинской помощи, и за продуктами питания они обычно едут в соседнее грузинское село Переу, а поскольку граница закрыта, не могут туда попасть уже почти месяц.

Некоторые из них сетовали, что им нужно приобрети лекарства, как бы утверждая, что в Цхинвале эти медикаменты невозможно найти, поэтому они ждут открытия границы.
Были среди них такие, которые говорили, что ждут, когда откроют границу, чтобы поехать в медучреждение поправить здоровье. На вопрос, почему они не обращаются за помощью в республиканскую больницу в Цхинвале, прозвучали разные ответы: "возраст не позволяет ездить по такой длинной дороге", или "в Цхинвале не принимают грузинские лари, и нечем будет заплатить". Со стороны журналистов последовал встречный вопрос: а зачем им деньги, ведь в Южной Осетии бесплатная медицинская помощь. Ответа не последовало.

Впрочем, позднее были версии, что дорога до Цхинвала занимает намного больше времени, чем до Переу, да и они привыкли решать свои проблемы в соседнем государстве.
Конечно, говорить о том, что дело вовсе не в деньгах, не приходится. Все они живут на два фронта. У жителей - большие привилегии благодаря двойному гражданству. Они получают и югоосетинскую, и грузинскую пенсию, которая как признаются они сами намного выше, чем в Грузии. У них есть и возможность полноценно пользоваться всеми соцпакетами, как со стороны Южной Осетии, так и Грузии.

Мамука Амираношвили, например, рассказал, что, поскольку в соседнюю республику не пускают, он не может привезти своего отца домой.

"Мой отец лечился в больнице Переу. Но теперь врачи его выписали, так как завершили курс лечения, а ему там некуда пойти. Через границу его тоже не пускают. Куда теперь деться 80-летнему пожилому человеку. Не знаю, как быть", - посетовал Амираношвили.

Через закрытую границу за это время переправили только одного человека - Анико Читадзе. Как отметил глава администрации Олег Гагиев, это было жизненно необходимо.
"Анико серьезно болен, у него начались приступы, и ночью, в четыре часа, его пришлось экстренно госпитализировать, иначе бы он умер", - сказал Гагиев.

Закрытая граница - каникулы для учащихся

Закрытая граница "устроила" для школьников неожиданные каникулы, потому что они предпочитают учиться в школе села Переу. Пообщавшись с детьми, нам стало понятно, как сильно их эта новость огорчает.

Ученица шестого класса отличница Жанна Бахтуридзе поделилась, что была очень сильно расстроена, даже не могла сдержать слез.

"Я люблю учиться, а из-за этой ситуации не была в школе уже почти целый месяц", - сказала она.

Другая учащаяся Сопико Багаури отметила, что им трудно будет наверстать программу, которую ее ровесники прошли за время их отсутствия.

Обе девочки по окончании учебы, по их словам, намерены поступить в медицинский вуз Грузии и там же в дальнейшем продолжить карьерный рост, так как не владеют русским языком. Каждый день в грузинскую школу детей возит автобус и после уроков привозит обратно на территорию Южной Осетии.

Очевидно одно, жители этого района связывают свою жизнь с соседним государством (Грузией), об этом говорят их поступки. И тут все блага, которые для жителей приграничных районов создаются за последние годы, даже не озвучиваются. Ведь в Синагуре есть русская школа, куда бы они могли отправить детей учиться. Большинство родителей не хотят, чтобы их дети изучали осетинский и русский, поэтому и отправляют их в образовательное учреждение села Переу.

Они сами говорят об этом. Например, та же медсестра сказала, что после окончания школы она отправит своего ребёнка учиться в медколледж Грузии.
С другой стороны, сказать, что жители села Карзман недовольны условиями проживания, тоже невозможно, потому что единственное, на что они жаловались, - это на закрытую границу.

История села и его жителей

Село Карзман полностью состоит из грузиноговорящего населения. Из 32 дворов только две осетинских семьи - Багаевы, но они пишут Багаури.
Контингент населения состоит, в основном, из пожилых. Молодежь разъехалась по большей части в Грузию. И это еще одна причина, почему жители села так стремятся попасть в соседнюю республику, - повидать своих детей, родственников.

Да и многие из них признались, что жизнь в столице куда сложнее, чем в селе. Здесь свое хозяйство, и работать не нужно, считай, что ты обеспечен тем, что имеешь.
Как рассказал глава района Олег Гагиев, почти в каждом доме имеется несколько голов крупного рогатого скота. Кроме того, многие из них занимаются пчеловодством и продают мёд.

"Будни сельчан проходят в домашних заботах, они здесь ничем не обременены. Для жизни у них есть все условия. В селе есть свет, вода, хорошее транспортное сообщение. Власти республики уделяют приграничным селам большое внимание. Недавно партия "Единая Осетия" привезла жильцам продукты питания (мешок муки, макароны и т. д.), и мы их благополучно раздали", - поделился Гагиев.

ГТРК "Ир" здесь не вещает

По словам главы района, беспокоит сельчан то, что у них не вещает местное телевидение, но потом он сказал, что было обещано в скором времени провести в район цифровое телевидение, однако этим проблема тоже не будет исчерпана.

В Карзмане 32 двора. По данным главы района, в селе на сегодняшний день зарегистрировано 235 жителей, но постоянно там проживает всего 125 человек. Из них 50 сельчан остались месяц назад в соседней республике.

"Не стоит скрывать, что местные в основном ориентированы на Грузию. Но их тоже можно понять, они все грузины, выросли и жили среди них, хотя территория села Карзман никогда не была грузинской", - отметил он.

Количество жителей в селе, по словам Гагиева, увеличивается с потеплением. Люди возвращаются, чтобы обработать свои участки земли.

Здесь никто не ворует

О криминогенной обстановке в Карзмане журналистам рассказал начальник милиции Дзауского района Алим Дзагоев. По его словам, в селе за год не совершено ни одного преступления.

"За 2018 год здесь не было ни одного преступления. Сельчане - в основном, пожилые люди, молодежи нет, и некому хулиганить", - шутя поведал Дзагоев.

До 2008 года кражи и другие факторы нарушения закона были и даже часто, добавил он, но теперь этот район очень спокойный.

"Бывало, что кражи здесь совершали не местные грузины, теперь же с этим милиционеры не сталкиваются", - отметил он.

Место, где находились журналисты, не было густонаселенным. Подойдя ближе к домам, которые издали казались обжитыми, мы увидели печальную картину. Большие, двухэтажные здания пустуют. Только на краю улицы в одном доме горел тусклый свет.

А ведь когда-то Карзман был одной из самых больших деревень. Но в 1990-1991 годах многие покинули родовые дома и уехали.

Сельчане, делясь с журналистами своими воспоминаниями, с доброй грустью рассказывали, что до землетрясения 1991 года здесь было 85 семей, а теперь их значительно меньше. О том, что здесь была большая школа и во дворе постоянно бегали детишки, а сейчас в селе всего шесть детей и все они ходят в школу грузинского села Переу.

P.S. Очевидно одно - Республика Южная Осетия независимое признанное государство, с августа 2008 года прошло уже 10 лет и некоторая лояльность в отношении жителей приграничных районов - их трудоустройства и так называемой жизни на два фронта - создает проблемы в будущем для нас же самих.

Авторство:
Зарина Хубаева
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest