Ко Дню работника средств массовой информации информационное агентство «Рес» провело опрос на тему: «Роль СМИ в формировании общественного сознания. Уровень доверия к масс-медиа».
Директор медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева:
Роль СМИ в республике в формировании общественного мнения фактически сведена к нулю, разве что телевидение играет какую-то мизерную роль в этих процессах. Во-первых, надо учитывать тот факт, что интернет, социальные сети достаточно серьезно заняли эту нишу. Ну и отсутствие очень часто оперативности, необходимой в информационной политике, тоже играет роль.
Южная Осетия — небольшая Республика, мы маленькое общество, и здесь слухи распространяются довольно быстро.
Следующий фактор, на который необходимо обратить внимание, — это тенденциозность, субъективность. То, что в Республике функционируют только государственные СМИ, делает освещение происходящих событий однобоким.
Уровень доверия к масс-медиа снижен, так как зачастую тенденциозное отображение тех или иных явлений в обществе бывает абсолютно очевидным.
Считаю, что над улучшением создавшейся ситуации можно работать. В истории наших средств массовой информации бывали разные периоды, и при определенных обстоятельствах, ситуация вполне может измениться.
Традиции у наших СМИ богатые, сегодня они обладают ресурсами и возможностями для роста и развития, совершенствования информационного потенциала и т. д.
Председатель комитета по национальной политике, культуре, религии и СМИ Амиран Дьяконов:
Роль средств массовой информации в любом демократическом государстве чрезвычайно высока. Они помогают узнавать последнюю и актуальную информацию о событиях и процессах, происходящих в мире.
Что касается СМИ в Южной Осетии, они, как правило, становятся основным инструментом управления общественным мнением. Данная их функция чрезвычайно востребована властью, независимо от смены президента. Через СМИ она старается манипулировать общественным мнением, создавая порой не очень успешно позитивный образ власти в глазах общественного мнения.
ГосСМИ Южной Осетии в течение десятилетий являются инструментом восхваления власти, приписывания ей порой несуществующих заслуг. Это негативным образом отражается и на тиражах печатных изданий, исключением, наверное, можно назвать газету «Республика». Она более или менее объективно подходит к освещению происходящих в республике процессов.
Другие периодические издания практически перечитали читать. Это в той или иной мере относится и к государственному телевидению.
Надо сказать и об осетинских пабликах, которые, к сожалению, погрязли в обливании грязью, они создаются в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Например, «Чъреба медиа» и подобные паблики возникают для обслуживания тех или иных политических групп, занимаются огульным обливанием грязью своих оппонентов.
Значительная часть читателей переключилась сегодня на электронные СМИ.
К примеру, агентство «Спутник», которое является российским СМИ, зарекомендовало себя в достаточной мере зрелым информационным агентством, информация, которую оно выдает, в значительной мере объективна, и отражает те политические и социально-экономические процессы, которые происходят у нас в республике.
Что касается государственного агентства «Рес», то оно доказало свою жизнеспособность, необходимость своего существования во время информационно-идеологического отстаивания интересов народа Южной Осетии в глобальном информационном пространстве. Это неотъемлемая заслуга его работников, однако, как говорится, совершенству нет предела, хотелось бы видеть его более смелым в освещении процессов, в более глубоком изучении проблем государственно-политического строительства республики.
Хотелось бы, чтобы госСМИ выдавали населению информацию, которая в полной мере объективна и направлена на обозначение и решение проблем, которые существуют в нашем государстве.
Руководитель Sputnik Южная Осетия Зарина Кулаева:
В эпоху, когда потребители новостей имеют доступ к огромному количеству информации в интернете, представители СМИ оказались в непростой ситуации – им постоянно приходится балансировать между традиционными и современными видами подачи информации. В новой реальности соцсети и Telegram-каналы стали полноправными участникам информационного процесса и не учитывать их влияние уже не получится.
Современные способы доставки информации нарушили традиционную связку журналист-читатель, так как новости с молниеносной скоростью попадают в наши телефоны, планшеты и даже "умные" часы. На примере Telegram можно проследить изменившийся формат работы сотрудников СМИ — журналист может сразу же опубликовать новость в канале, дополнив фото или видеоматериалом. Если раньше фотографу нужно было выезжать на съемку и потом возвращаться в офис для редактирования отснятого материала, то сейчас этот процесс можно легко совершить через телефон.
Люди быстро адаптируются к новым форматам, теперь им не нужно читать полотна текста и тратить на это огромное количество времени — они потребляют новости быстро, в прямом смысле на ходу. С короткой, но емкой новостью интернет-пользователь получает фото или видео происходящего. Именно поэтому доступность и скорость новых платформ так важна и востребована. Если же говорить о сайтах – они становятся визитной карточкой, красивым оформлением изданий.
Благодаря изменениям в информационном пространстве, любой талантливый человек с гаджетом, может стать производителем контента, то есть, блогером. Блогеры, достигшие определенной популярности, "обрастают" подписчиками, становясь «лидерами общественного мнения". Контент инфлюенсеров, как правило, сочный и красочный — они внушают доверие. Поэтому блогеры легко могут манипулировать сознанием подписчиков, при этом их аудитория по охвату часто намного больше, чем у некоторых СМИ. Из-за недобросовестных производителей интернет-контента, у фолловеров появляются сомнения и в отношении респектабельных, проверенных изданий. Получается палка о двух концах - неограниченные возможности распространения информации с одной стороны, и рост недоверия к традиционным СМИ с другой.
Я считаю, что блогерская деятельность должна отслеживаться, но в разумных пределах: справедливо и без ущемления их прав. При этом нужно учитывать определенные моменты. Топовые блогеры должны понимать – что они несут ответственность за каждое высказывание, так как за их площадками следят миллионы. Причем ответственность не только моральную. Недобросовестные блогеры должны нести ответственность за публикации наравне со СМИ, как в некоторых странах.
В современном мире очень много людей просто не знают, как распознавать достоверную информацию среди фейков. Поэтому, в этих условиях, сотрудники информагентств не просто должны оперативно выдавать новости, но и помогать подписчикам развивать медийно-информационную грамотность: в частности, к этому относится распознавание постинга чужого контента. То есть, если в публикации есть ссылка на другой источник, то важно перейти по этой ссылке (или ссылкам) и добраться до исходника. Ну и, в принципе, всегда черпать информацию в первоисточниках.