Бумеранг, запущенный в 90-х, возвращается

чт, 21/01/2010 - 15:43
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Грузия - не для негрузин

Негрузинское население продолжает покидать Грузию. Тревожным звонком, инициировавшим массовый исход негрузин, стал призыв "Грузия - для грузин" лидеров экстремистского движения и властей в конце 80-х г. Первыми "преимущества" грузинской постсоветской демократии ощутили осетины из внутренних районов Грузии. По официальным данным властей Южной Осетии, в общей сложности Грузию покинуло около 100 тысяч осетин. Если в 90-е годы поток беженцев из Грузии был массовым, то в последнее время он сократился, но только в сравнении с цифрами периода 90-х. Снижение динамики связано не с соблюдением прав нацменьшинств и не принятием, неисполняемого, кстати, закона Грузии о реституции, а с тем, что бежать фактически уже некому. Из 100-тысячного осетинского населения в Грузии осталось несколько тысяч. Теперь страну покидают и они.

Август-2008 стал новым импульсом, породившим новую волну беженцев. В эти дни осетины в Грузии бросали дома, имущество и, окольными путями пробирались в Южную Осетию. В основном югоосетино-грузинскую границу пересекали в Ленингорском районе. В послевоенном хаосе многим было не до беженцев. Но власти сумели их расселить в малоприспособленных для жилья помещениях и выдать гуманитарную помощь.
Основная часть беженцев связывала будущее с Россией, но неминуемо возникали проблемы правового характера, ведь без документов они не могли пересечь границу России. "Такую категорию граждан российские пограничные органы на КПП "Нижний Зарамаг" ввиду кризисной послевоенной ситуации пропускали по ходатайствам российского консульства до пункта миграционного контроля. Там записывали их данные, проводили анкетирование и принимали документы к рассмотрению на получение статуса беженца", - говорит Тамерлан Зассеев, заведующий консульским отделом посольства России в Южной Осетии. Однако с осени 2008 г. эта практика прекратилась потому, что поствоенные реалии ушли, жизнь вошла в нормальную колею и консульство начало работать в строгом соответствии с Федеральным законом России "О беженцах".
"По этому закону человек, находящийся в иностранном государстве, а для этих граждан Грузии Южная Осетия была иностранным государством, если хочет бежать в Россию и получить там статус беженца и разрешение на временное проживание, он должен обратиться в российское дипломатическое учреждение, в посольство или консульский отдел", - отмечает Тамерлан Зассеев.
И с открытием посольства России в Южной Осетии в мае 2009 г., жители Грузии, преимущественно осетины, стали обращаться в дипломатическое учреждение с просьбой помочь переехать в Россию на постоянное место жительства и получить статус беженца. Первый беженец обратился в дипучреждение 26 июня. В консульстве проверялись биографические данные заявителей, устанавливалась достоверность мотивов, побудивших покинуть Грузию, действительно ли существует посягательство и реальная опасность для жизни и здоровья, прав и свобод гражданина. Важно определить, что человек покинул страну не по экономическим мотивам, а по фактам преследования, нарушений прав по национальному признаку, соответствует ли он статусу беженца. Если достаточно оснований полагать, что проблемы основаны не на экономических мотивах, а политико-правовых, национальных, тогда принимается решение о признании гражданина беженцем на территории России. В общей сложности, по данным российского консульства в РЮО, с июня по декабрь 2009 г. официально в консульство обратилось более 30 человек.
У многих осетин грузинское окончание фамилии, но они этнические осетины, родившиеся в Грузии и постоянно проживавшие там, имевшие грузинское гражданство, жилье, работу. Правда, работу многие осетины потеряли еще в 90-х. Как, например, Пилишвили (Пилиева) Руиза Элиозовна из г. Карели по нижеприведенному приказу директора школы №1 Ф.Сванидзе: "Освобождена от занимаемой должности учительница Пилишвили Р.Э. с 4 марта 1991 года как осетинка по национальности и имеющая осетинскую семью" (выписка из приказа директора школы). ("Осетия и осетины" К.Челехсаты. 2009). В этой связи смехотворными являются заключения грузинской научной и экспертной среды о грузинском происхождении фамилий Газзашвили, Кочишвили, Козашвили, Пилишвили, Хугашвили и др. Если они грузины, то почему подверглись ущемлениям?
Однако острие грузинского шовинизма направлено не только против осетин. Под раздачу все чаще стали попадать и другие народы. Среди обратившихся в российское консульство есть и граждане Грузии - армяне. Некоторые уже переехали в Россию. По их словам, им прикрывают бизнес, ущемляют в социальной сфере, кадровых вопросах, не обслуживают в лечебных учреждениях, притесняют за родство с осетинами. (Факты переписать и армянские фамилии на грузинский вариант еще в 1991 г. приводятся в книге К.Челехсаты).
Нельзя не отметить и преследования азербайджанцев. В отделе социальной защиты беженцев при Минздравсоцразвития РЮО зарегистрировано десять азербайджанцев из Марнеули, Гардабани и других городов Грузии. Пострадали они, кстати, из-за своих супруг. У этих азербайджанцев жены осетинки.
Этого мальчика - осетина, беженца, власти Грузии лишили счастливого детства...
Для беженцев важен вопрос их временного статуса в Южной Осетии, ведь у них только грузинские паспорта. Это может создать проблемы при проверке паспортного режима.
"Беженцам мы выдаем удостоверение беженца. При этом грузинский паспорт изымается, - говорит начальник отдела социальной защиты беженцев Казбек Карсанов. - Удостоверение дает право на проживание и передвижение по территории РЮО, работу, а также на оказание услуг в лечебных и иных учреждениях. В течение месяца изучаются мотивы, по которым человек покинул Грузию. По истечении года со дня регистрации беженец вправе обратиться в паспортно-визовую службу и получить гражданство".
Показания заявителей свидетельствуют о том, что в Грузии активно нарушаются права национальных меньшинств - армян, чеченцев, осетин, азербайджанцев. Невозможно быть членом грузинского общества даже тем, кто родился и вырос в Грузии и имеет родственников-грузин. На государственную службу осетину поступить практически невозможно. В лучшем случае осетину, переступившему порог отдела кадров любого учреждения, говорят: "Мы позвоним и свяжемся с вами". Это при условии вуалируемой толерантности и скрываемой терпимости к представителям нацменьшинств. В худшем случае заявителю-осетину заявляют: "Уходите, у вас никаких шансов". Создаются невыносимые условия жизни. В то же время властные структуры Грузии не выдают загранпаспорта негрузинам. Видимо, опасаются выезда людей и последующих жалоб в международные правозащитные органы. Таким образом, негрузины становятся людьми второго сорта. Об этом рассказывают обратившиеся в консульство беженцы.
В адрес молодой семьи поступали анонимные угрозы с требованием покинуть Грузию (из соображений безопасности имена и фамилии не указываются). Детей притесняли одноклассники и даже учителя. Мужу и жене, их ближайшим родственникам ни разу за время проживания в Грузии не удалось устроиться на государственную службу или официально работать в неправительственном секторе, коммерческих структурах. Выживали за счет мелкого бизнеса, торговли, строительных и других работ. По их словам, на работу не могли устроиться потому, что они - осетины. Детям без объяснения причин не выдавали медицинские полисы.
"Судя по рассказам о том, каково сейчас отношение грузинского общества, особенно органов власти, соцобеспечения и полиции к национальным меньшинствам - есть основания полагать, что поток беженцев будет продолжаться. Насколько он будет интенсивным, трудно предсказать, но то, что люди с такими вопросами будут появляться - это однозначно", - считает Тамерлан Зассеев.
По словам Казбека Карсанова после августовской агрессии в 2008 г., организованно с помощью Федеральной миграционной службы России, через Южную Осетию в РФ вывезено более 400 беженцев из Грузии. "Но в первые дни войны была суматоха, граница была открыта и ее пересекало много беженцев. Точных данных у нас нет", - сказал Казбек Карсанов. Однако источник в правительстве, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что в дни агрессии и после нее из Грузии бежало до 10 тысяч беженцев - осетин, армян, чеченцев, азербайджанцев и др. Много беженцев перешло границу на КПП "Верхний Ларс".
А вот повседневная жизнь нацменьшинств в Грузии, с их же слов - ущемления в социальной сфере, личных контактах, кадровая дискриминация, запугивание со стороны соседей, прослушивание телефонов, звонки спецслужб с расспросами и угрозами вплоть до физического насилия. Угрозы часто реализовывались - избиениям подвергались чеченцы, одному тбилисскому осетину сломали ногу.
Сняла с себя Грузия и ответственность выплачивать компенсации беженцам, обладателям карточек международного образца, выданных при содействии УВКБ ООН в 90-х. В начале 2000-х Грузия заменила их на внутренние документы. Об этом сообщили в консульстве РФ в РЮО. Грузия не подключилась к большинству международных конвенций о нацменьшинствах. То есть обязательств перед ними и беженцами у Грузии - минимум.
В Квемо Картли власти Грузии осуществляют хитрую политику, основанную на выдавливании проживающих там азербайджанцев, ущемляя их права. На масштабные радикальные меры власти Грузии пока не идут, учитывая влияние Азербайджана. Хотя по информации представителя общества "Борчалы" в России С. Аллахвердиева, на этнической почве в Грузии были убиты 24 азербайджанца. Имеется масса случаев похищения влиятельных и богатых азербайджанцев для выкупа. При этом полиция молчит, порой в преступлениях участвуют ее же сотрудники. Случаи убийств или похищения азербайджанцев не раскрываются, к ответственности никого не привлекают, хотя имена преступников бывают известны. После убийства в конце 2007 г. садахлинского аксакала Пеленгова азербайджанцы стали покидать Садахлы и уезжать либо в Россию, либо в Азербайджан. Всего поселок покинуло более 1000 человек.
Ситуацией с азербайджанцами заинтересовался Совет Европы, представители которого уже не раз посещали Грузию. В августе 2008 г. на сайте СЕ был опубликован доклад грузинских правозащитных организаций "Грузия-моя Родина" и "Мтреди" "Об исполнении Грузией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств в регионе Квемо Картли". В докладе прямо говорится о дискриминации азербайджанцев в населенных пунктах Садахло, Бурма Тезекенд, Тезекенд, Марнеульского района региона Квемо Картли.
Более того, в зарубежных СМИ учащается информация о возросшем потоке беженцев из Грузии в Польшу. По данным Управления по вопросам репатриации и иностранцев Польши, с апреля по ноябрь 2009 г. количество просящих предоставить им политическое убежище превысило 4 тысячи человек. Польскую сторону беспокоит то, что большей частью убежище просит негрузинское население. В качестве мотивов они называют политические взгляды, этнические гонения и нарушение прав человека. Свыше 90% беженцев - курды-езиды, которым тоже нет места в "многонациональном доме" Саакашвили.
Если суммировать итоги исхода негрузинского населения Грузии с 1990-х годов, то они впечатляют. В 1989 г. в ГССР, по данным Департамента статистики Грузии, проживали более 341 тыс русских. По данным Департамента на 2002 г., когда прошла перепись населения Грузии, русских осталось около 68 тысяч. Но уже прошло восемь лет, а в 2007 г. из Грузии уехали последние 500 семей духоборов.
По переписи 1989 г., в ГССР проживало около 100 тыс греков. В настоящее время, по данным грузинских источников и эксперта аналитического центра "Кавказ" Эдуарда Абрамяна, численность греков снизилась до 2 тысяч. В 1989 г. в ГССР проживало около 35.000 курдов. Во время переписи 2002 г., отдельной графы для курдов не было. Официальные грузинские источники утверждают - курдов в Грузии 20.000, а курдские организации приводят иные цифры - не более 6 тыс. Численность ассирийцев колебалась от 10 до 12 тыс. Сейчас их до 6 тыс.
По данным известного израильского журналиста и публициста Шломо Громана: "Этническая структура Грузии стала более однородной: 83,8% жителей страны - грузины, в то время как в 1989 г. эта национальность составляла 70%. Евреев в Грузии осталось так мало, что их уже не включают в статистические сводки. По оценкам демографов, их там сегодня всего 3.500-4.000 человек. По переписи 1989 г. евреев в Грузии было 24.800, а в 1970-м - 55.400". (7 марта 2004 г., издание "Вести").
В 1992 г. грузинская артиллерия разрушила в Цхинвале квартал, когда-то населенный евреями. В 2000-х Израиль активно участвовал в модернизации и вооружении армии Грузии. В благодарность грузинская армия стерла с лица земли исторический квартал с памятниками архитектуры. Союзнический характер отношений Грузии и Израиля в данном случае грузины в расчет не брали. И посетивший недавно Цхинвал представитель еврейского духовенства ходил по разрушенному кварталу и не удивлялся… Только с 1990 по 1998 годы Израиль принял около 20 тыс. убежавших евреев из Грузии.
Что касается дагестанцев, то, по словам главного редактора еженедельника "Новое дело" (Махачкала) Марко Шахбанова, эксперта по дагестанским диаспорам Закавказья, общее количество дагестаноязычных народов в ГССР по переписи 1989 г. составляло около 6 тыс. человек, а по переписи 2002 г. - 2,5 тыс. человек.
Таким образом, декларируя толерантность, официальная политика Грузии в области межнациональных отношений на деле характеризуется нетерпимостью к негрузинскому населению, о чем бесстрастно говорит статистика. Вырисовывается реальная картина с положением дел нацменьшинств в Грузии, которым обещаны все права и свободы, а на деле их выдавливают. По результатам социологического исследования грузинской Ассоциации региональной прессы, 72,2% респондентов считают, что решить проблему нацменьшинств возможно лишь их выдворением из страны. 8,8% предлагают решить проблему ассимиляцией. Лишь 18,5% предлагают сохранить нацменьшинствам культурную и религиозную самобытность, при владении грузинским языком.
В этих условиях перекладывать ответственность за дискриминацию нацменьшинств и геноцид осетин и абхазов лишь на нынешнее руководство Грузии - значит оглуплять общественное мнение и поощрять разжигание грузинского этнонационализма, процветающего не одно десятилетие. Причем каждый режим считал своим долгом выдавливать негрузинское население, при активном участии народа и общественности. Нацменьшинства бегут из Грузии при всех режимах и президентах. И в этой связи возникает естественный вопрос - кто будет отдыхать в новом патриотическом лагере в Зугдидском районе, на открытии которого Саакашвили сказал: "В лагере будут отдыхать армяне, азербайджанцы, евреи, греки, осетины, в том числе из Цхинвала. Грузия является многоэтнической, она состоит из людей многих вероисповеданий, является блестящим примером терпимости и единого развития". Поистине, "что ни слог - то малина"…
Беженцы выправляют демографию Южной Осетии, но при условии расселения на территории республики. И часть беженцев рассматривает возможность интеграции в югоосетинское общество, не видя перспектив в Грузии. Однако при условии, что они не будут обитать в условиях коллективных центров и трущобах. До сих пор мы не смогли обустроить жизнь беженцев, к примеру, обитающих в бывшей турбазе! Учитывая отток населения, высокую смертность и низкую рождаемость, мы и дальше будем выходить в демографический минус. Надо признать, средняя югоосетинская семья немногодетна. Власть обязана решать проблемы с низкой рождаемостью и высокой смертностью. И создание для беженцев оптимальных условий жизни - хороший фактор увеличения населения. Надо использовать эту возможность. Как показывает практика, единицы из уехавших в Россию, возвращаются в Южную Осетию. Беженцы и дальше будут покидать Южную Осетию, если она будет непривлекательной для жизни.
Поэтому уже с начала года должна заработать принятая в начале 2009 г. программа по репатриации, которую лучше принять в виде Закона о репатриации по примеру Греции. В 2000 г. парламент Греции принял Закон об обустройстве репатриантов из бывшего СССР.
В общей сложности, в результате миграционных процессов население Грузии с 5,5 млн в 1989 г., сократилось по данным переписи 2002 г. до 4,3 млн. Дискриминационные подходы грузинских властей к нацменьшинствам отвечают интересам окружающих Грузию государств. Во-первых, Грузия оказывается в кольце государств, питающих к ней отнюдь не дружеские чувства. Во-вторых, международному сообществу в конечном итоге надоест "крышевать" государство, нарушающее права человека и изгоняющее сотни тысяч граждан, что примет правовые формы давления. И, в-третьих, сокращение населения Грузии сделает государство слабым, не способным защищать территории.
Если народ покидает страну - поля зарастают, падает экономика, а слабая экономика - слабое государство, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В конечном итоге, бумеранг выдавливания негрузинского населения из Грузии, запущенный в 90-х годах возвращается и ударит по вожделенной грузинами мононациональной государственности.

Газета "Южная Осетия"

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest