Война в августе 2008 г. Рассказывают очевидцы. Александра Джиоева

вс, 21/03/2010 - 13:02
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Джиоева Александра Григорьевна, 1947 г.р., жительница города Цхинвал, Республика Южная Осетия

С грузинской агрессии 2008 года уже прошло два года, а из памяти все события тех страшных августовских дней так и не стерлись. Как будто вчера была война и те взрывы, которые не давали нам верить в то, что можно спастись, раздаются сейчас.
Я живу со своими двумя сыновьями. Младший сын работает таксистом. Вечером седьмого августа сын вернулся с позднего вызова, и сказал, что в городе ходят слухи о том, что ситуация с Грузией очень напряженная, и возможно будут очередные попытки провокаций. Но я как раз посмотрела по телевизору выступление Саакашвили и успокоила сына словами из речи грузинского президента: «Мы не будем стрелять в сторону Южной Осетии, даже если Южная Осетия сама на нас нападет».

Но в полночь раздался первый взрыв. Взрыв был страшной силы. Потом еще один, и еще, и еще. Мы еще надеялись, что этот беспредел скоро прекратится. Однако взрывы все усиливались и, судя по звукам, становились ближе.
В такие обстрелы мы обычно мы обычно прятались в соседских подвалах, но в тот вечер мы не могли выйти из дому, рядом на улице разрывались мины, осколки залетали в окна первого этажа. Оставаться на первом этаже было опасно, потому, что все окна были разбиты, а двери выломаны взрывной волной. Мы еле смогли забраться в подвал и залезли в машину сына. В полной темноте мы каждую секунду ждали, что в гараж попадет снаряд. Мы не знали, что происходит у соседей, эвакуируют ли жителей. Я боялась, что под снарядами мы умрем в гараже, и нас не найдут. Я потеряла счет времени, не знала день на улице или ночь, сколько времени мы уже сидим в машине, и сколько еще придется?
В машине у нас не было еды, только вода. Есть, впрочем, совсем не хотелось. В те страшные минуты я вспоминала события 1989 -1992 года. Тогда грузинские войска вошли в город и расстреливали осетинских ополченцев. Я вспомнила как тогда, защищая свой город, погиб мой сын Эльбрус. Я ненавижу войну! Она отняла у меня сына, и последующие годы жизни, облаченные в траур. Так и в августе мы провели три дня в ожидании смерти… Отличие от первой войны в том, что в августе грузины использовали против народа Осетии запрещенные установки «Град». Ужасный звук выстрелов этого страшного оружия я не забуду никогда, я долго просыпалась после августа от кошмарных снов. В какой-то момент взрывы прекратились, и мы вышли из гаража. Я просто не узнала своей дом. Везде стекло, выбитые оконные раны, исковерканное железо крыши дома, валяющееся на земле. Пустынная улица, поломанные ветки деревьев на земле и кругом густая пыль, - это первая картина, с которой я столкнулась, выйдя из своего убежища. Я зашла в подвал соседей напротив, и они сказали, что грузинские войска еще накануне зашли в город и в городе идут бои, а на параллельной улице Сталина лежат трупы наших ополченцев, а также трупы грузинских солдат в натовской форме. Вот тогда я уже перестала верить в спасение. Мы все в подвале не могли понять, неужели российские войска нам не помогут спастись. А спустя 20 минут в небе появились самолеты. Мы подумали, что наша судьба русским небезразлична, но это была грузинская авиация. Мы не знали куда деться, от авиации не скрыться в обыкновенных подвалах. Как нам объяснили ополченцы - это были кассетные бомбы. Одна их них упала на нашей улице, и уже после окончания войны мы всей улицей не могли заполнить эту яму землей и камнями, такой глубины была рытвина.
Война окончена, благодаря храбрости наших ребят и преимуществу российской армии.
А страшные последствия войны еще видны на улицах города. Наш дом так и стоит разрушенным, а сами мы живем в палатке.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest