Григорий Карасин: За два года обстановка в Закавказье стабилизировалась

ср, 04/08/2010 - 19:38
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Интервью статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Григория Карасина

Вопрос: Прошло уже два года с момента нападения Грузии на Южную Осетию. Как Вы оцениваете ситуацию в регионе в области безопасности? Сохраняется ли опасность повторения грузинской агрессии?

Г.Б.Карасин: Это были два трудных года, годы осмысления и отрезвления. Благодаря слаженным и скоординированным действиям российских военных и пограничников с правоохранительными органами и силовыми структурами Абхазии и Южной Осетии обстановка на границах этих двух государств с Грузией значительно стабилизировалась и в целом остается спокойной.

С апреля прошлого по июнь нынешнего года в приграничных зонах не было зафиксировано ни одного инцидента с человеческими жертвами. В начале июня, к сожалению, в Гальском районе Абхазии недалеко от границы погибли 2 человека – сотрудники таможни и местной администрации. Тем не менее, за два последних года можно констатировать серьезный прогресс в вопросах обеспечения стабильности и безопасности в этом регионе. Кстати, такого же мнения придерживается и руководство Миссии наблюдателей ЕС в Грузии.

В то же время, если взять политический срез, то даже непосвященному в тонкости закавказской политики видно, что режим Саакашвили не извлек практически никаких уроков из событий двухлетней давности. С одной стороны, грузинские «стратеги» подготовили некий документ, внешне направленный на развитие нормальных отношений с абхазским и югоосетинским народами, содержащий призыв к мирному урегулированию сохраняющихся проблем. С другой стороны, грузинское руководство продолжает оголтелую критику «сепаратистов», упрямо отказываясь смотреть правде в глаза и учитывать новые реальности региона. Грузинскому обществу целенаправленно навязывается мысль о необходимости реинтеграции ставших суверенными Абхазии и Южной Осетии в состав "единого" грузинского государства. В международных организациях делегации из Тбилиси активно двигают различные проекты, направленные на сохранение хотя бы видимости территориальной целостности Грузии в ее прежних границах. Такая внутренне противоречивая позиция заводит в тупик. Практических результатов она не принесет.

Грузинскому руководству пора строить нормальные добрососедские отношения с абхазами и югоосетинами.

Вопрос: Россия уже неоднократно привлекала внимание мирового сообщества к продолжающемуся перевооружению Грузии некоторыми государствами. Удастся ли убедить "продавцов" прислушаться к голосу разума и не провоцировать президента Грузии Михаила Саакашвили на новые "подвиги"?

Г.Б.Карасин: Свершившимся фактом является то, что пусть и с опозданием, но все же большая часть мирового сообщества узнала в итоге правду о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, о том, что именно М.Саакашвили отдал варварский приказ о нападении на мирный Цхинвал, расстреле югоосетинского населения и российских миротворцев. Во многом этому способствовали открытая и конструктивная позиция российского руководства, направленная на сотрудничество с международными партнерами, а также опубликованный осенью прошлого года доклад Комиссии ЕС, подтвердивший сам факт агрессии против Южной Осетии со стороны Грузии. От этого не уйти.

Сегодня можно сказать, что многие активные в прошлом поставщики оружия Грузии проанализировали политику нынешнего руководства в Тбилиси и пересмотрели свои подходы. Однако проблема еще далека от решения. Ряд покровителей "грузинской демократии" по-прежнему пытаются под различными предлогами перевооружить горе-вояк, привлечь их к разного рода международным операциям. Поэтому мы продолжаем настаивать на введении широкого международного эмбарго на поставки в Грузию, прежде всего, наступательных вооружений и военной техники. Такая мера в значительной степени снизила бы угрозу рецидивов грузинской агрессии.

Вопрос: Вы регулярно участвуете в переговорах по урегулированию ситуации в Закавказье. Каких, на Ваш взгляд, наиболее значительных результатов удалось достичь за время существования такого формата? Есть ли сигналы с грузинской стороны о готовности начать прямой диалог с Абхазией и Южной Осетией с целью нормализации ситуации в регионе?

Г.Б.Карасин:
Прежде всего, хорошим результатом является сам факт создания в октябре 2008 года на базе договоренностей Президентов России и Франции женевского формата международных дискуссий по Закавказью. Он дает возможность абхазам и югоосетинам напрямую общаться с представителями Тбилиси и другими участниками переговоров, включая представителей ООН, ОБСЕ и ЕС. Весомым практическим результатом стало учреждение совместных механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты в районе грузино-абхазской и грузино-югоосетинской границ. Эти реальные инструменты доверия на местном уровне предоставляют также хорошую возможность заблаговременного обмена информацией и предупреждения инцидентов с участием представителей военных и правоохранительных структур всех сторон. Работа на этом направлении продолжается.

Отвечая на вторую часть Вашего вопроса, замечу, что пока грузинская сторона с большим трудом идет на прямые контакты с представителями Сухума и Цхинвала. Это заметно и на Женевских дискуссиях, и в политической активности нынешней грузинской администрации. К примеру, сегодня практически все внешние усилия Тбилиси сосредоточены на продвижении так называемой "стратегии в отношении оккупированных территорий" и плана действий по ее реализации. Ее название говорит само за себя. Понятно, что абхазы и югоосетины никогда не согласятся с подобной оскорбительной терминологией и целями подобного документа.

Вынужден подытожить, что пока в умах грузинского руководства блуждают навязчивые идеи абстрактной реинтеграции, говорить о сближении народов Абхазии, Грузии и Южной Осетии, восстановлении доверия между ними вряд ли уместно. Восстановление утраченного доверия – трудоемкий процесс, требующий мужества принятия непростых решений и государственной мудрости.

Вопрос: Россия оказала серьезное содействие экономикам Южной Осетии и Абхазии. Как Вы оцениваете экономическую ситуацию в этих республиках в настоящее время? Планирует ли Россия в дальнейшем оказывать помощь в реализации конкретных экономических проектов?

Г.Б.Карасин: Мы видим, что на первый план в деятельности руководства Абхазии и Южной Осетии выходят задачи создания при российском содействии предпосылок для экономической самодостаточности этих молодых республик. Центральное место в их решении занимают Комплексные планы содействия социально-экономическому развитию республик.

В наибольшей степени в помощи нуждается Южная Осетия. Острой остается здесь проблема восстановления жилищного фонда и всей сети коммунального хозяйства. Важны образовательные проекты, например, обучение населения менеджменту в области индивидуального сельского хозяйства и малого бизнеса, что могло бы улучшить ситуацию в сфере занятости в республике. Актуальными темами являются строительство образовательных и медицинских учреждений, переработка и утилизация отходов, создание современной автомобильной транспортной системы.

Тем не менее, при поддержке наших министерств и ведомств сделано уже немало. В целом удалось создать механизм управления хозяйственным комплексом. В основном решены проблемы снабжения газом и теплом, электрификации, ремонта транспортных магистралей. Цхинвал впервые за последние десятилетия зимовал с теплом, водой и электричеством.

Для Абхазии наиболее насущными проблемами представляются модернизация транспортной инфраструктуры, в частности железной дороги, развитие сельхозпроизводства, основным рынком сбыта которого является Россия, восстановление энергосистемы, рекреационных комплексов, развитие туриндустрии и сферы услуг, экология. Ключевая роль в этом отводится межправительственной российско-абхазской комиссии по социально-экономическому сотрудничеству с Абхазией, первое заседание которой состоялось в марте этого года.

Вопрос: Как продвигается вопрос с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии? Насколько успешно развивается сотрудничество молодых республик с государствами уже признавшими их – Никарагуа, Венесуэлой?

Г.Б.Карасин: Активность дипломатии Абхазии и Южной Осетии на международной арене впечатляет. Например, в 2009-2010 годах министр иностранных дел Абхазии Максим Гвинджия посетил Венесуэлу, Кубу, Никарагуа, Боливию, Аргентину, Эквадор, Чили. Делегация Республики Науру во главе с Министром иностранных дел, торговли и финансов Кирьеном Кеке, посетившая в декабре 2009 года Абхазию и Южную Осетию, подписала соглашения об установлении дипломатических отношений с этими закавказскими республиками. В апреле 2010 года состоялся визит министра иностранных дел Никарагуа в Абхазию и Южную Осетию.

В июле, как вы знаете, президенты Абхазии Сергей Багапш и Южной Осетии Эдуард Кокойты впервые посетили с официальными визитами Никарагуа и Венесуэлу. Там состоялись плодотворные переговоры с президентами Д.Ортегой и У.Чавесом. По итогам визитов подписаны внушительные пакеты двусторонних соглашений. В частности, с Венесуэлой подписаны соглашения об установлении дипотношений, о механизме политических консультаций и рамочные соглашения о сотрудничестве. С Никарагуа республики заключили генеральные соглашения о дружбе и сотрудничестве, межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, соглашения о безвизовых поездках граждан. Граждане Абхазии и Южной Осетии получили право пребывать в Никарагуа без виз в течение 90 дней. Кроме того, Абхазия подписала с Никарагуа соглашение об организации воздушного и морского сообщения.

Со своей стороны, Россия оказывает содействие Сухуму и Цхинвалу в вопросах развития их международных контактов. Надеемся, что по мере успешного становления молодой государственности Абхазии и Южной Осетии круг признавших их государств будет расширяться.

«ИТАР-ТАСС», 4 августа 2010 года

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest