20 лет истории одного политического феномена

пн, 20/09/2010 - 09:55
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

20 сентября Южная Осетия отмечает 20-ю годовщину провозглашения республики. 20 лет - много это или мало? Разумеется, в рамках общего исторического процесса - это ничтожно малая цифра, но эти 20 лет жизни осетинского народа вобрали в себя столько эпохальных событий, драматических, трагических и победных, сколько многие страны и народы не переживали за два века своего существования. Перефразируя известную песню, для Южной Осетии эти года были спрессованы в мгновения.

За 20 лет Южная Осетия пережила несколько прямых военных агрессий, двукратное полное разрушение инфраструктуры, экономическую, энергетическую и водную блокады, уничтожение десятков населенных пунктов и целых кварталов в городе Цхинвале. Параллельно народ республики провел три референдума, включая два референдума о независимости, 5 выборов в высший законодательный орган Южной Осетии, 3 раза были проведены выборы Президента РЮО. Созданы органы государственной власти, правоохранительные структуры и собственные вооруженные силы. В Южной Осетии сформировались национальные дипломатические кадры, хоть и всеми критикуемые, но в течение 20 лет ведущие сложнейшие переговоры на международном уровне.
Внешняя политика РЮО за два десятка лет претерпела качественную эволюцию. Свои первые шаги во внешней политике Южная Осетия начала с выстраивания межгосударственных отношений с братскими Абхазией и Приднестровьем. Была заключена серия союзнических соглашений и договоров, вершиной развития трехстороннего союза стало создание международной организации, объединившей эти три республики - "Сообщество за демократию и права народов". В рамках Сообщества образовались другие межгосударственные структуры - Межпарламентская Ассамблея и др.
И, наконец, после признания со стороны Российской Федерацией два года назад основными внешнеполитическими итогами прошедшего двухлетия республики можно назвать выстраивание принципиально новых отношений с Россией посредством подписания большего количества соглашений, направленных на углубление интеграции между двумя странами, включая базовое Соглашение о дружбе и взаимопомощи между Российской Федерацией и Южной Осетией. На международной арене, если Женевские дискуссии предсказуемо зашли в тупик ввиду нежелания Грузии подписать соглашение о неприменении силы с соответствующими международными гарантиями, то в другом направлении внешней политики - латиноамериканском, Южная Осетия добилась гораздо больших успехов. После признания со стороны Никарагуа и Венесуэлы начался процесс развития отношений и с этими странами, кульминационным моментом в котором стал официальный визит делегации РЮО во главе с Президентом Эдуардом Кокойты в Венесуэлу и Никарагуа, завершившийся подписанием межгосударственных соглашений.
Перспективным направлением, пока еще мало освоенным дипломатией Южной Осетии, остается Движение Неприсоединения, одним из лидеров которого является Куба, не питающая особых симпатий к главному покровителю Грузии - США.
Европейское сообщество продолжает демонстративно поддерживать Грузию, но уже раздаются голоса о де-факто признании Южной Осетии.
Есть категория стран, которые выжидающе смотрят на Южную Осетию, задаваясь вопросом, а сможет ли Южная Осетия выжить в новом качестве, создать политические институты, способные осуществлять эффективное управление для достижения устойчивого и поступательного развития общества.
В этом плане Южная Осетия на протяжении 20 лет является необъяснимой загадкой для всевозможных экспертов, политических гадалок всех мастей. В свое время они пророчили Южной Осетии скорую погибель под натиском несоизмеримо более сильного противника, в условиях блокады, когда даже горбачевская и ельцинская Москва не раз в угоду мимолетной конъюнктуре давала карт-бланш Грузии. Республику со всех сторон вынуждали отказаться от своего суверенитета и согласиться на медленное или быстрое исчезновение в составе Грузии, уверяя, что никто и никогда не признает независимость Южной Осетии. Однако малочисленная горстка южных осетин упрямо шла к своей цели сквозь лишения, страдания и многочисленные жертвы. По сравнению с теми трудностями, сегодняшние выглядят школьным экзаменом. Выживать без света, газа, порой без воды и хлеба под круглосуточными обстрелами - занятие проблематичное, нежели строить независимое государство в мирных условиях при более чем масштабной поддержке России, пусть даже предстоит колоссальная работа по налаживанию мирной жизни, восстановлению разрушенного и развитию государственности. Сегодня, как и 20 лет назад, враги, скептики и даже многие из тех, кто доброжелательно относится к Южной Осетии, выражают сомнение, что народу Южной Осетии удастся построить дееспособное государство, с развитым гражданским обществом и эффективной экономикой. Казалось бы, есть все основания для таких утверждений - республика разрушена 20-летней войной и блокадой, предприятия в основном не работают, малочисленное население, катастрофически не хватает квалифицированных кадров, до сих пор не сформировалась политическая элита Южной Осетии.
Концентрация внимания на конъюнктурной тематике, отсутствие четких целей и задач в процессе строительства государственности, поставленных перед органами государственной власти и обществом, преподносятся оппонентами Южной Осетии как неспособность построить собственное государство, используются в качестве аргумента против признания Южной Осетии другими государствами. К сожалению, Южная Осетия сама дала серьезный козырь своим противникам в информационном противоборстве.
Но как показала практика последних 20 лет, население республики обладает феноменальной способностью вопреки всем негативным обстоятельствам и скептическим прогнозам добиваться казалось бы невыполнимых целей. Вопрос именно в том, что народ должен четко осознавать, какие цели перед ним стоят, и тогда он способен преодолевать все препятствия. Необходимо довести до каждого гражданина простым и ясным языком задачи и приоритеты, стоящие сегодня перед республикой. Для сравнения - причина успехов большевистской партии, их победы над своими противниками заключалась как раз в том, что их идеологи могли повести за собой народ, воодушевить и мобилизовать для достижения поставленной задачи, объяснив ее каждому рабочему и крестьянину. При ситуации, когда верхи и низы живут разнонаправленно, строительство государственности становится занятием малоуспешным.
Обществу всегда необходимо четкое видение перспективы и путей ее достижения. Без этого происходит деформация общественного сознания, скатывание к доминированию обывательского мышления, в таких условиях не приходится ожидать от граждан энтузиазма созидателей. А этого ни в коем случае нельзя допустить. В этом общая задача всех ветвей власти, политических партий, третьего сектора и, разумеется, СМИ. Свою позитивную роль в этом может сыграть все более активное обсуждение этой проблематики на многочисленных конференциях, круглых столах с привлечением общественности и широкого круга экспертов.

Газета "Южная Осетия"

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest