После событий августа 2008 года на руках у населения осталось много трофейного огнестрельного оружия. Да и после предыдущих военных авантюр Грузии против Южной Осетии наблюдалась аналогичная ситуация. Незарегистрированное оружие на руках, естественно, влияло на криминогенную ситуацию в худшую сторону. Бесконтрольная стрельба стала обычным явлением и раздражала натерпевшихся от звуков войны граждан. К тому же еще свежи в памяти многочисленные трагические случаи, когда в результате неосторожного обращения с оружием или криминальных разборок люди погибали или получали ранения. Ну а свадьбы со стрельбой, когда пьяная молодежь палила в воздух, стали неотъемлемой частью повседневной жизни.
С целью воцарения законности, исключения трагических случаев, которые влечет за собой наличие огнестрельного оружия на руках у населения, в начале текущего года Министерство внутренних дел республики обратилось к населению с предложением о добровольной сдаче автоматического и другого оружия, боеприпасов, а также взрывчатых веществ. Следует отметить, что мероприятия по изъятию оружия начались вскоре после августовских событий. Однако с начала 2010 г. МВД более решительно повело работу в этом направлении.
Естественно, редко кто согласится добровольно расстаться с оружием. Есть категория граждан, которые готовы сдать оружие за финансовую компенсацию. Во многих государствах успешно используется практика выкупа оружия у населения. Это практиковалось и в республиках Северного Кавказа. Данный опыт был взят на вооружение в югоосетинском МВД и изучен. По словам министра внутренних дел РЮО Валерия Валиева, этот вопрос прорабатывался и впоследствии были направлены в Правительство письменные предложения, однако в последний момент в выкупе было отказано. Отказ был мотивирован тем, что аналогичная практика на Северном Кавказе ни к чему хорошему не приводит.
Что касается регистрации оружия, то определенная часть населения неверно представляет себе механизм регистрации оружия, считая, что можно официально зарегистрировать автомат или пулемет. Дело в том, что автоматическое оружие невозможно зарегистрировать. "Регистрации подлежит гладкоствольное охотничье оружие, карабины и т.д., - но только не автоматическое - обращает внимание Валерий Валиев. - Даже если гражданин создал идеальные условия для хранения оружия дома, автоматическое нарезное оружие регистрации не подлежит. Нет такого закона". В то же время, как отметил министр, ему известно о том, что прорабатывается соответствующий закон об оружии, который не будет касаться автоматического нарезного оружия.
Относительно количества гладкоствольного охотничьего оружия, которое одновременно может хранить человек дома, особых ограничений нет. Многие любители охоты хранят разные виды оружия, в зависимости от характера охоты - для разных видов животных необходимо применять разнокалиберные виды оружия. Главное условие - регистрация и надлежащие условия хранения оружия. Как отметили в МВД, имеются случаи, когда к примеру в РСО-А у любителей охоты на законных основаниях хранится около 17 единиц гладкоствольного оружия.
Население в определенной степени интересует судьба сданных или изъятых единиц оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Если боеприпасы и взрывчатые вещества находятся в состоянии, пригодном для дальнейшего использования, то они передаются в Министерство обороны Южной Осетии или 4-ю военную базу Минобороны России. Либо же используются подразделениями специального назначения МВД на учениях и занятиях с боевой стрельбой. Непригодные же боеприпасы и взрывчатые вещества и оружие уничтожаются.
На протяжении двадцати лет бесконтрольная стрельба стала непременным атрибутом различных торжеств в Южной Осетии. Часто это приводило к трагическим и тяжелым случаям, когда в результате неосторожного обращения с оружием в нетрезвом состоянии люди получали огнестрельные ранения. В 90-х гг. был случай, когда ранили даже невесту. И на протяжении двадцати лет этот вопрос регулярно стоял на повестке дня каждого министра внутренних дел, регулярно обсуждался на самом высоком уровне в Правительстве и руководстве. Однако проблема не решалась по разным причинам. И лишь при нынешнем руководителе МВД ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону. Население постепенно начало привыкать к свадьбам без стрельбы.
Эта проблема остро стояла и в Северной Осетии. Чтобы исключить нежелательные эксцессы, североосетинские парламентарии приняли закон, в соответствии с которым на свадебных торжествах в обязательном порядке присутствует наряд милиции, наблюдающий за правопорядком. Более того, организаторы свадьбы обязаны заранее оповестить правоохранительные органы о дате и месте проведения свадьбы. Просчитаны любые мелочи, вплоть до маршрута следования свадебного кортежа.
О североосетинском опыте в югоосетинском МВД наслышаны. Более того, глава ведомства Валерий Валиев отмечает, что североосетинские коллеги позаимствовали этот опыт у нас. "Думаю, вы помните, какая эйфория царила после победы в августовской войне 2008 года, когда наблюдалась бесконтрольная стрельба из автоматического оружия, в том числе и во время движения свадебных кортежей - мы эту негативную тенденцию сломали, без вопросов. Обещаю, что и это со временем искоренится. Люди психологически устали от стрельбы. Скольких человек мы потеряли в результате бесконтрольной стрельбы", - вспоминает поствоенные реалии министр внутренних дел. По его словам, чтобы окончательно покончить со стрельбой на свадьбах, на пути следования свадебных кортежей выставлялись посты МВД и машины досматривались. В МВД уже заранее располагают информацией о дате и месте проведения свадьбы и туда приходит участковый. Думается, эту практику следует оформить в конкретные правовые формы, т.е. принять соответствующий нормативно-правовой акт по североосетинскому образцу.
По мнению Валерия Валиева, осетинский народ - законопослушный, и придет время, когда люди сами откажутся от оружия. "Будучи министром, я имею полное и законное право на хранение дома оружия, но даже я этого не делаю. Поэтому, я уверен, ситуация придет к тому, что только карабины охотники оставят у себя, вопрос оружия утратит актуальность и от автоматического оружия люди будут избавляться", - выразил надежду министр.
Александр Келехсаев, газета "Южная Осетия".
По данным штаба МВД Южной Осетии, за девять месяцев 2010 года гражданами республики было добровольно сдано оружие в следующем количестве:
автоматов АК-74 - 7 ед; автомат АКМ - 1 ед; пулемет - 1 ед; пистолет "ПМ" - 1 ед; малокалиберная винтовка - 2 ед; охотничье оружие - 1 ед.
боеприпасы в следующем количестве:
патроны разного калибра - 13010 штук; гранаты Ф-1-27 ед; гранаты РГО-4 ед; гранаты РПГ - 5 ед; запалы от РГО - 7 ед; запалы от РГД-5 - 17 ед; запалы от Ф-1 - 8 ед; гранаты РГД - 115 ед; выстрелы от РПГ - 13 ед; шашки - 16 ед; штык-нож - 2 ед; магазины от АК - 28 ед; ракетница - 1 ед; снаряды от миномета 120 мм - 11 ед; граната от подствольника АК - 12 ед; оптический прибор - 1 ед; прибор ночного видения - 1 ед; гранаты ВОГ - 3 ед; заряды - 7 ед; мина - 1 ед; р/станция (переносная) "КЕНВУД" - 1 ед; шомпол для РПГ 7 - 1 ед; ручной гранатомет "Муха" - 1 ед; выстрел ВОГ - 3 ед.
По факту незаконного хранения огнестрельного оружия и боеприпасов:
выявлено 13 фактов незаконного хранения боеприпасов - (6 919 единиц); охотничьего ружья - 5 ед.; автоматов АК- 74- 5 ед; автоматов АКМ - 1 ед; гранат РГД - 6 ед; гранат РПГ - 1 ед; карабинов -1; ночных прицелов - 2 ед; пистолет-пулемётов -1 ед; газового пистолета - 1 ед; гранат Ф-1 - 10 ед; запалов от гранат - 13 ед; выстрелов "ВОГ" - 1 ед; разгрузочных жилетов от АК -74 - с 5 магазинами.
В УОП МВД РЮО за анализируемый период было зарегистрировано и выдано разрешений на ношение и хранение огнестрельного оружия 81 единица, из них 65 единиц гладкоствольного оружия; 9 единиц нарезного оружия и 7 единиц малокалиберной винтовки.