Вот и подошел к концу 2010-й год. Для Южной Осетии он был непростым, в республике происходили сложные процессы, связанные как с восстановлением, так и с внутриполитической составляющей. Но, тем не менее, 2010-й в определенном плане можно назвать годом новых тенденций, попыток оторваться от сиюминутной тематики, нащупать реальные контуры долгосрочных интересов государства и общества, обозначить приоритеты в некоторых сферах.
Безусловно, как положительный факт можно назвать снижение накала страстей во взаимоотношениях между властью и теми, кто позиционирует себя в качестве оппозиции. Были предприняты шаги по налаживанию конструктивного взаимодействия во имя достижения общей цели - укрепления и развития государственности Южной Осетии. Была продолжена в целом положительная практика проведения круглых столов и конференций на самые актуальные темы, как способ более широкого вовлечения общественности в обсуждение наболевших проблем. Лидирующей площадкой для общественного диалога в 2010-м стал медиа-центр "ИР".
Другой позитивный аспект касается того, что власть и общественность республики предприняли попытку оттолкнуться от конъюнктуры восстановительной тематики. Вместо бесконечного размусоливания слухов и пересудов - кто, сколько и с кем - была выдвинута идея оздоровления общества, жесткой борьбы с наркоманией, против неумеренного употребления алкоголя, замаскировавшегося под благозвучной маской обычаев и традиций. Руководство республики предложило гражданам возродить действительно осетинские нормы морали и этики, которые в свое время во многом способствовали сохранению от саморазрушения осетинские общества, запертые в горах.
Прошедший год также прошел под флагом мобилизации сил общества и органов власти против наркомании и ее распространителей, причем в Южной Осетии пошли дальше и предприняли меры по запрету энергетических напитков, также наносящих вред здоровью подрастающего поколения. Тем же, кто незаконно употребляет наркотические вещества, теперь грозит лишение свободы сроком от одного года до четырех лет. Ужесточены меры и против наркодилеров.
Инициативы власти по борьбе с наркоманией и пьянством, а также против антиобщественных проявлений, прежде всего в молодежной среде, встретили поддержку всего общества. Тем самым стало очевидным, что если выдвинуть понятные для широких слоев населения идеи оздоровления и преобразований, столь очевидно назревших за 20 лет чрезвычайной ситуации, народ это поддержит. Ведь без широкой поддержки любые начинания властей обречены на провал. Полезный опыт необходимо применить в других сферах, в частности, в деле построения правового общества, повышения эффективности институтов государственности. Правовое общество предполагает взаимную ответственность власти и общества. "Республика" в переводе с латыни означает "общее дело", поэтому, когда векторы политической элиты и широких масс слишком разнонаправленны, такое государство по определению не может развиваться.
Символом общей победы стало празднование 20-летия провозглашения Республики Южная Осетия. Торжественные мероприятия по случаю 20-летнего юбилея с участием многочисленных иностранных делегаций явились одним из наиболее знаковых событий прошедшего года.
2010-й стал знаковым и для взаимоотношений России и Южной Осетии в сфере восстановления республики. После долгих обсуждений и разговоров было принято решение передавать средства, выделяемые на восстановление РЮО, непосредственно самой республике, без разного рода посреднических структур. Один из мотивов этого решения - ликвидировать сложившуюся бюрократическую практику перекладывания ответственности с одной посреднической структуры на другую. Причем, не было ясно, кто в конечном итоге ответит за те или иные решения и их последствия. В 2010 году вместо Межведомственной комиссии по восстановлению Южной Осетии создана Межправительственная комиссия по социально-экономическому сотрудничеству между Южной Осетий и Россией. Комиссия была создана с целью более эффективного взаимодействия правительств РЮО и РФ в восстановлении и социально-экономическом развитии Южной Осетии в 2011 году.
Всего на 2011-й год на социально-экономическое развитие РЮО Россия выделяет более 6,8 миллиардов рублей.
2011-й год станет своего рода экзаменом, тестом на зрелость и эффективность органов государственного управления Южной Осетии - смогут ли они использовать выделенные средства с максимальной пользой для республики, преодолев давления различных лоббистских групп.
В целом, несмотря на то, что темпы восстановления ускорились Правительству Южной Осетии и Южной дирекции не удалось до конца реализовать намеченные планы по восстановлению республики. Реконструкция водовода Едыс-Цхинвал, замена коммуникаций города Цхинвала, строительство жилья проходят с отставанием от графика.
Во внешнеполитической сфере республики за прошедший год можно выделить несколько основных вех. В частности, в апреле 2010 года состоялся визит министра иностранных дел Республики Никарагуа в Республику Южная Осетия, завершившийся подписанием документа об установлении дипломатических отношений. Были также установлены дипломатические отношения на уровне послов с Венесуэлой, после чего в июле 2010 года чрезвычайные и полномочные послы Никарагуа и Венесуэлы вручили верительные грамоты Президенту РЮО. И, наконец, в июле 2010 года состоялся первый официальный визит Эдуарда Кокойты в Никарагуа и Венесуэлу, фактически первый визит в дальнее зарубежье. Южная Осетия открыла для себя Латинскую Америку.
Как сообщает МИД РЮО, обращения министерства были направлены 25 государствам Латинской Америки, Африки и Азии. Кроме того, консультации проводились с представителями МИД Черногории, Ирана, Алжира и нескольких стран СНГ.
Наиболее бурно, разумеется, развивались отношения с Россией, причем с охватом практически всех сфер жизни общества, включая политику и безопасность, спорт, культуру и образование.
Вместе с тем, со стороны западных стран Южная Осетия в течение прошедшего года вновь сталкивалась с проявлением политики двойных стандартов. Особенно большую активность при поддержке западных структур Грузия развила во втором полугодии. Была принята крайне тенденциозная резолюция на Генассамблее ООН по вопросу беженцев. "Отличились" также Европарламент и Парламентская ассамблея НАТО. Одним из ярких проявлений политики двойных стандартов стал доклад представителя ОБСЕ Кнута Воллебека, вызвавший всеобщее возмущение в Южной Осетии.
На этом фоне доклад Верховного комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга по итогам расследования, проведенным для выяснения судьбы без вести пропавших, выглядел более объективным.
После заявлений Михаила Саакашвили, обязавшегося больше не совершать агрессию против Южной Осетии и Абхазии, а также заявлений президентов Южной Осетии и Абхазии об одностороннем неприменении силы, казалось бы, Женевские дискуссии получат второе дыхание. Однако, последний за 2010-й год 14-й раунд принес сторонам лишь очередные разочарования, а эмоциональные ожидания грядущего перелома или прорыва завершились ничем. Как и следовало ожидать, громкие речи грузинского лидера оказались свойственной ему демагогией, рассчитанной на впечатлительную европейскую публику. Правда, представители европейских структур, наученные горьким опытом, потребовали от Грузии письменных обязательств с гарантиями неприменения силы против РЮО и Абхазии. Август 2008 года поставил жирную точку на репутации ОБСЕ, попустительствовавшей агрессии, очевидно, поэтому Евросоюз хочет подстраховаться от непредсказуемости тбилисских деятелей. Ибо повторение агрессии при наличии наблюдателей ЕС подорвет авторитет и этой международной организации. А для европейцев свой имидж все же ближе к "телу".
Поведение Грузии в отношении Южной Осетии и Абхазии больше походит на новогодний маскарад. С одной стороны Грузия объявляет об открытии границы, с другой грузинские силовые структуры захватывает любого, кто даже случайно пересечет госграницу Южной Осетии.
Как очередной курьез можно воспринять предложение Тбилиси к гражданам Южной Осетии и Абхазии получить так называемые "нейтральные" паспорта взамен своих признанных и российских, озвученное преемником Якобашвили на посту госминистра Экой Ткешелашвили. Видимо, в Тбилиси всерьез рассчитывают на то, что осетины и абхазы согласятся на предложение стать людьми, так сказать, без роду, без племени, без страны и гражданства. В то время как благодаря наличию российского гражданства Россия смогла защитить жителей Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года. А благодаря соглашению о безвизовых поездках, заключенному Россией с двумя молодыми республиками, их граждане могут беспрепятственно совершать поездки в РФ и обратно. Российские загранпаспорта позволяют съездить в любую страну мира. Теперь же осетинам и абхазам вместо конституционных гарантий РФ предлагают бумажку с неопределенным статусом.
Юрий Вазагов