Секта «георгианцев» в Южной Осетии

вс, 23/01/2011 - 10:30
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В традиционных верованиях осетинского народа большое место занимает культ святого Уастырджи. Почитание одного из главных святых осетинского религиозного пантеона имеет тысячелетнюю традицию, дошедшую до наших дней. Иногда имя Уастырджи ассоциируется с именем христианского святого Георгия. По своим сакральным функциям они действительно схожи, хотя, тем не менее, отличаются по ряду существенных особенностей. Но как бы то ни было, в широком сознании, и св. Уастырджи и св.Георгий представляются все же как один и тот же образ.
«Осетинский народ простирает свое благоговение к св.Георгию почти до обожания» – эти слова одного из путешественников, посетивших Осетию, наиболее ярко характеризуют отношение осетин к св.Георгию. При этом поклонение Уастырджи не ограничивается национальными или религиозными табу.

Святому поклоняются и осетины-мусульмане, и представители других национальностей. «Все кто почитает Уастырджи – один из нас!» – таков постулат связанный у осетин с именем святого. В этом смогли убедиться и многочисленные представители других национальностей, оказавшиеся волею судеб в святилищах Джер или Хетаг и получившие ответ на свои искренние молитвы.
Почитание святого в Осетии настолько безгранично, что порой приобретает необычные формы. Так в истории сохранились сведения о секте георгианцев, неистово поклонявшихся святому Георгию. В 1840 году слухи о необычном религиозном движении достигли Тифлиса, где располагалась российская администрация и духовное представительство. И оттуда в город Гори, где находился земской исправник, было сделано предписание разобраться с сектантами. В июне месяце исправник И. Гречков в сопровождении вооруженных казаков направляется в Корнисское ущелье Южной Осетии, где по имеющейся информации и находятся представители нового учения.
Вначале они прибывают в селение Дзагина, где расположена церковь посвященная св.Георгию и в которой имеется икона святого. Однако здесь исправник и его спутники застают только следы большого пиршества, которое прошло накануне. Стало известно, что осетины вместе с чудотворной иконой направились в село Корнис, где также находится храм великомученика.
Прибыв в село Корнис, исправник застает здесь большое количество паломников у церкви, более семи сотен женщин и мужчин. Некоторые женщины в белых одеждах – знак религиозного обета. Здесь же и жертвенные животные – пять быков, десять баранов. Но набольшее удивление у представителей администрации вызвали кадаги – женщины прорицательницы. Их было несколько. В возбужденном состоянии они пророчествовали гибель духа и тела за грехи и требовали покаяния от собравшихся людей.
Внезапно одна из прорицательниц в состоянии религиозного транса быстро взобралась на крышу церкви и спрыгнула оттуда. В изумление исправника и его спутников привело то, что эта женщина не получила даже царапины.
На поляне перед церковью царило всеобщее единение людей, которому поддались и представители власти. Прорицания обретали настолько убедительную и призывную форму, что всех присутствующих охватило необычайное волнение. «Я не увидел никаких признаков обмана в действиях прорицателей-кадаги», – напишет позже в своем отчете горийский исправник. Он же отметил, что во время обряда присутствовал и местный священник.
В тот же день исправник И. Гречков провел небольшое расследование. Оказалось, что инициатором всего движения георгианцев была некая Марина, молодая женщина 20 лет. Будучи бездетной, она обошла много святых мест и церквей, связанных с именем святого, с надеждой обрести радость материнства. В один из дней на нее якобы снизошло видение. Оставив семью, она переоделась в рубище и стала жить в пещере.
Впервые Марина стала проповедовать на празднестве в честь св. Георгия 23 апреля. В тот день она обратилась с речью к сотням паломников, призывая к всеобщему покаянию. Слова женщины нашли большой отклик в сердцах людей уже имевших религиозный настрой. С тех пор на протяжении трех месяцев она проповедует по всем селам ущелья. Более того, число ее последователей становится все больше и больше. Постепенно люди поддаются влиянию секты. Приостанавливаются полевые и домашние работы, главной целью жизни становится всеобще покаяние. Исправника удивило требование Марины о том, чтобы люди работали всего три дня в неделю, а остальное время посвящали молитвам.
И еще одно обстоятельство было выявлено дознанием. Марина через своих прорицателей потребовала от жителей Корнисского ущелья дать письменное обязательство о том, что они перестанут нарушать заповеди Божьи. С перечислением конкретных обязательств, соблюдение которых контролировали назначенные Мариной кадаги.
Под документом стояли подписи практически всех жителей Корнисского ущелья. Свиток с обязательствами жителей был передан местному священнику и хранился в церкви села Дзагина.
Несмотря на то, что движение георгианцев, по сути, имело положительное содержание, с ее существованием местная администрация мириться не могла. Все что не было в рамках обычных правил, должно было быть искоренено. Поэтому вскоре члены секты георгианцев были частью арестованы, частью подверглись телесным наказаниям. Сама Марина вскоре отошла от своей деятельности и стала примерной матерью двух детей. Впрочем именно об этом она и просила всегда св. Георгия.

Юго-осетинская газета «Республика»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest