Визит югоосетинских журналистов в Израиль в конце мая – начале июня 2011 года имел своей целью развитие двусторонних контактов. Не секрет, что евреев многое связывает со столицей РЮО – Цхинвалом. По некоторым данным, здесь находится древнейшая на Кавказе синагога. А для Южной Осетии, находящейся «благодаря» проводимой международными структурами(за исключением России) политике изоляционизма, практически в вакууме, контакты и с Западом, и с Востоком очень важны.
В Израиле проживает довольно много наших бывших соотечественников, которые с интересом следят за событиями, разворачивающимися здесь. После пятидневной войны в августе 2008 года они даже собрали гуманитарную помощь, которая была отправлена в РЮО.
Основной вопрос, который поднимался на встрече югоосетинских журналистов с бывшими жителями Цхинвала – это проблемы восстановления в правах на частную собственность. У многих из них с этим местом связаны воспоминания детства и юности, и, конечно, хотелось бы вернуться и посмотреть, каким Цхинвал стал спустя 20 лет после их отъезда.
«Мы хотели бы вернуться, могли бы даже, несмотря на непростую ситуацию, вкладывать туда деньги, но, конечно, нам нужны хоть какие-нибудь гарантии», - вот рефрен прошедших встреч.
Судить о том, возможно ли в ближайшем будущем экономическое сотрудничество между Израилем и Южной Осетией, оставим специалистам в этой сфере, а со своей стороны хотелось бы отметить некоторые моменты, которые могли бы способствовать укреплению государственности Южной Осетии, а также улучшению социального положения людей.
Израиль, также, как и Южная Осетия, находится в состоянии войны со своими ближайшими соседями, единственный «выход в мир» (как для РЮО Рокский тоннель) – это Средиземное море. С шестидневной войны 1967 года прошло около полувека, но на улицах Иерусалима все еще можно встретить следы попадания пуль и разрывов снарядов. Во многих местах их оставили специально, как напоминание о войне за независимость.
Но, по словам местных жителей, в первые годы после войны акцент был сделан не на восстановление разрушенного жилья, а на строительство новых домов. Были разработаны проекты целых районов со всей инфраструктурой – и началось их строительство, куда заселяли людей, пострадавших от войны или репатриантов – людей, вернувшихся на свою историческую Родину. Так медленно, но упорно на камне и песке строилось новое государство, в истории которого много кровавых страниц, и которое считается одним из самых влиятельных в современном мире.
Конечно, арабо-израильский конфликт крайне сложен, и вряд ли можно надеяться, что в ближайшее время он будет мирным образом урегулирован. Но у данного конфликта есть своя история, а у строительства государства Израиль (где, по мнению некоторых израильских экспертов, ни признание суверенитета, ни наличие четко обозначенной территории не является признаком государства) есть опыт, который в некоторых аспектах было бы положительно перенимать и нам. Впрочем, опыт палестинского сопротивления такженеобходимо учитывать, но об этом в другой раз, а пока остановимся на одном аспекте строительства еврейского государства – это политика иммиграции и абсорбции.
Итак, понимание того, насколько важен приток новых сил на строительство молодого государства (провозглашенного 14 мая 1948 года на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 181, принятой 29 ноября 1947 года), привело руководство Израиля к решению о создании Министерства абсорбции. Министерство просуществовало всего три года, и было воссоздано в 1968 году после волны иммиграции, последовавшей после Шестидневной войны. Это правительственное учреждение отвечает за реализацию государственной политики в области иммиграции, оказывает помощь иммигрантам и вернувшимся израильтянам, прожившим за границей длительное время* .
Оно отвечает за оказание всесторонней помощи, а также мониторинг иммигрантов, объединяя все сферы жизни израильского общества. Министерство абсорбции оказывает помощь в области жилья, занятости, упрощения взаимодействия иммигрантов с учреждениями и различными организациями в стране.
Цель состоит в том, чтобы определить потенциал иммигрантов и помочь им в реализации данного потенциала, и тем самым способствовать интеграции иммигрантов в израильское общество.
Министерство абсорбции стремится дать иммигрантам инструменты, необходимые для того, чтобы справиться с проблемами вхождения в социум данного государства, с помощью которых они могли бы наилучшим образом достичь максимальной интегрированности в дела нового для них государства** . Интегрированность же мигрантов дает «приток свежей крови» в разные области научной и общественной жизни.
Политика абсорбции, которая так же могла бы быть введена в систему государственного строительства Республики Южная Осетия, несомненно, дала бы свои положительные результаты и здесь. Ни для кого не секрет, что на протяжении 20 лет социальное и государственное развитие РЮО происходило в довольно замкнутой системе. Из-за агрессивной политики Грузии и постоянной военной и террористической угрозы с ее стороны был довольно сильный отток населения из Южной Осетии. Сегодня, когда РЮО получила статус частично признанного государства, когда благодаря Российской Федерации население может жить в относительно спокойной обстановке, пришло время для возвращения на Родину и созидания здесь. Осетины, раскиданные по всему земному шару, покинувшие Осетию в 90-е годы ХХ века, или, может быть, еще раньше, получившие образование, реализовавшие себя и отдающие свои силы на благо страны проживания, могли бы вернуться на Родину и помочь государственному строительству здесь. Ведь у них есть бесценный жизненный опыт. Однако и со стороны государства необходимы рациональные шаги, которые бы способствовали данному процессу. Необходима четко разработанная структура приема бывших сограждан, чтобы здесь иммигранты получали работу по профессии и сообразно способностям. Кроме того, необходимо разработать программу того, где будут жить иммигранты в первые дни после прибытия на землю Осетии. Например, в Израиле этот вопрос первое время решался таким образом, что переселенцев поселяли в гостиничные номера. Никто не спорит, что это довольно сложно, но, вместе с тем, такое сотрудничеству привело бы к получению выгод всеми сторонами. История не часто дает шансы для национальной самореализации, и если он выпал сейчас нам, то мы должны реализовать его в полной мере. Шестидневная война 1967 года привела к национальному пробуждению среди евреев, раскинутых судьбой по всему миру; может быть, пришла пора проснуться и осетинам? Иначе мы рискуем упустить и впустую потратить шанс на строительство нашего национального государства, который выпал спустя почти шестьсот лет после падения аланского государства. И все силы, все движения наши должны быть посвящены только этому. Поднявшись над сегодняшней ситуацией, над трудностями, выпавшими на нашу долю, над горем, которое мы пережили совсем недавно, мы должны использовать эту возможность, которая дается раз в тысячелетие! Мы просто не имеем права упускать, возможно, последний шанс нашего народа…
Лана Парастаева
Иерусалим - Цхинвал
* - Структура Министерства абсорбции http://www.moia.gov.il/Moia_ru/AboutOffice/MinistryDepartments.htm
** - Общественная интеграция http://www.moia.gov.il/Moia_ru/CommunityKlita/Introduction.htm