О многогранном и искрометном таланте Жанны Плиевой в Осетии, к сожалению, многие подзабыли. Сегодня очень хочется поздравить ее с юбилеем и рассказать об этой уникальной женщине.
Вспомнить, какой она была в годы нашего знакомства – иногда взбалмошной, иногда смешной или серьезной и молчаливой, но всегда очень простой, искренней и несущей любовь не только в творчестве, но и каждую секунду своей жизни.
Жанна Васильевна, заслуженный деятель искусств СОАССР (1989), лауреат Государственной премии России, член Московского отделения Союза композиторов, отметила 70-летний юбилей. Родилась она в Цхинвале, училась в Орджоникидзевском училище искусств на отделении специального фортепиано, по окончании которого поступила в Ленинградскую консерваторию на фортепианный факультет, затем – на факультет композиции. В ее жизни было много наград престижных творческих конкурсов: Гран-при; приз музыкантов оркестра, приз публики в международном блиц-конкурсе композиторов «Посвящение Моцарту» за оркестровую пьесу «Sospeso» (Москва, 2006); специальный приз II международного конкурса произведений для двух фортепиано за пьесу «Мираж» (Токио, 1993); III премия во Всесоюзном конкурсе композиторов за Вторую симфонию (Москва, 1976).
Жанна Плиева – автор 6 симфоний, 3 балетов, 4 концертов, многочисленных камерных, вокальных, инструментальных произведений. Ее музыка к анимационному фильму «Волшебная свирель» (режиссера М. Тумеля, Беларусь) была удостоена «Золотого витязя» на IX международном кинофоруме «Золотой витязь» (2000), Гран-при международного фестиваля анимационного кино «Золотая рыбка» (1998), Первой премии на Всероссийском фестивале анимационного кино в Тарусе (1999). Ее произведения исполнялись и исполняются лучшими оркестрами Европы и России. «Праздничную» увертюру дирижирует маэстро Валерий Гергиев. Жанна Васильевна писала музыку к первым осетинским мультфильмам, много сочиняла для драматических театров Южной и Северной Осетий.
В начале ХХI века ее работы также завоевывали престижные международные, российские награды. В 2002 году Плиева получила Государственную премию РФ за балет «Небесное зеркало», написанный по героическому Нартовскому эпосу осетин, который был поставлен на сцене Государственного обрядового музыкального театра «Арвайдан». Позже этот североосетинский театр, руководителем которого была Виола Ходова, талантливая художница, скоропостижно ушедшая из жизни в 2015 году, совершил несколько благотворительных туров по стране со спектаклем «Золото нартов». Таким образом, собирали средства для семей бойцов групп «Альфа» и «Вымпел», погибших в бесланском теракте. Тема Беслана и трагической гибели детей позже отразилась в симфонии «Недосказанное», которую Жанна посвятила памяти жертв Беслана.
Эта пьеса о том, что не успели сказать детям их матери, любимые – своим любимым, перед тем как смерть разлучила их. То, что чувствуют люди, потерявшие близких, музыка может выразить лучше слов. Как и сама Жанна недосказала эти слова любви своему трагически ушедшему в 2005 году из жизни единственному сыну Артуру Арсоеву. Он был многообещающим молодым композитором, учеником Тихона Хренникова – знаменитого советского и российского композитора. Артур сочинял музыку в различных жанрах, в том числе песни, камерные и симфонические произведения, музыку к кино, включая во многие свои произведения традиционные осетинские мотивы. Свою боль Жанна выразила в выдающейся концертной программе «Разговор сына с матерью», которую зрители смогли увидеть в 2006 году в московском Доме композиторов.
«Артур был очень талантливым, – вспоминает Ярослав Судзиловский, российский композитор и виолончелист. – Он никогда не пользовался авангардистскими приемами, чтобы как-то привлечь слушателя только лишь потому, что это модно. При этом нельзя утверждать, что он не стремился сочинять современную музыку, у него был свой путь в ней… Синтез академических приемов, основанных на классической традиции, обращенных к широкому кругу людей, с которыми композитор ведет разговор о сущностных вещах, о смысле жизни, знакомит слушателя с культурой родной Осетии. В каждом его сочинении мелодия раскрывается с разных сторон: то она гибкая и очень нежная, то страстная и порывистая, то трогательная и грустная… Часто бывает, что артист, избрав для себя определенную нишу в искусстве, боится расстаться с найденным амплуа и вместо творческих поисков занимается банальным тиражированием штампов. Артура Арсоева, напротив, характеризовала жажда постоянного обновления, художественного эксперимента».
Жанна часто участвовала в фестивале «Московская осень», на ее концертах зал был забит до отказа, так как, выходя на сцену, она полностью отдавалась чувствам и эмоциям. Иногда волосы вставали дыбом, когда она музыкой передавала то, что невозможно выразить словами. Так было на ее выступлении в ноябре 2010 года, когда она исполняла композицию «Прерванный полет». Про ее первую часть «Плач матери» композитор сказала так: «Нет ничего страшнее плача матери. Словами невозможно передать чувства, которые испытываешь, потеряв близкого человека». Во второй части (песня об утраченной любви «Малусæг») Жанна не только играет на рояле, но и поет. Многие в зале, не зная осетинского языка, понимали ее сердцем. Завершается композиция третьей частью – «Мæ зæрдæ зары», о которой композитор говорит: «Что бы ни происходило, какие бы беды ни случались, жизнь все равно продолжается. Уныния быть не должно!».
Ацамаз Макоев, композитор, пианист, дирижер, педагог, председатель правления Союза композиторов Республики Северная Осетия – Алания с 1996 года, секретарь Союза композиторов России с 2006 года:
– Судьба нашей Жанночки во второй половине жизни сложилась не очень удачно: болезни, несчастья, обрушившиеся на нее, привели ее в тяжелое состояние, из которого ей очень трудно выйти. А ведь Жанна Плиева – композитор мирового уровня и один из выдающихся композиторов XX–XXI веков, чье имя уже вошло в историю и чье творчество никогда не иссякнет, всегда будет исполняться и всегда будет востребовано. Для меня она стоит в одном ряду с Софией Губайдулиной, Родионом Щедриным, Александром Чайковским... Имея глубочайшие осетинские корни, она впитала самое лучшее в Ленинградской консерватории и прекрасно знает мировую, советскую, русскую, осетинскую музыку, что и использует в своем творчестве. Она всегда была в курсе всех музыкальных течений, увлекалась синтезатором, современными звучаниями. Жанна – выдающийся симфонист, ее сочинения – фантастичны, она – страстный пианист, ее фортепианное творчество увлекает и шокирует своей необычностью и красотой. Жанна – человек планетарного масштаба. Того же уровня, что и Валерий Гергиев, Долорес Билаонова, Вероника Дударова.
И еще Жанночка была удивительной матерью, влюбленной в своего ребенка. Если бы не его трагический уход, то он продолжил бы то, что унаследовал генетически от мамы и вообще от фамилии Плиевых, очень композиторской фамилии, и был бы достойным последователем осетинского музыкального творчества.
Жанна – потрясающий человек. В конце 1970 – в начале 1980-х мы жили рядом в общежитии Ленинградской консерватории. Она, учась в аспирантуре, успевала опекать и Валерия Гергиева, и всех наших земляков. Для нас она была тетей, следившей за тем, чтобы мы были опрятными, чтобы нас никто не обижал, чтобы мы были сыты... Она, если любила человека, то могла просто зацеловать его, так как никогда не скрывала своих эмоций. Она мне очень дорога.
Я очень хочу, чтобы болезнь отступила, и Жанна смогла еще что-то успеть, хотя бы собрать и классифицировать свое творчество. Ее юбилей – большой праздник для мировой музыкальной культуры.
Ее открытость и искренность, как в творчестве, так и в жизни, любовь, которую она несла и в музыке, и в своем сердце, не смогли противостоять трагическому стечению обстоятельств. Несколько лет назад Жанна Плиева перенесла инсульт. После второго она осталась прикованной к инвалидному креслу, у нее нарушена речь. Сейчас композитор живет в Цхинвале, куда ее из Москвы перевезли двоюродные сестры Мадина и Зарета. Они же и ухаживают за ней, постоянно находясь рядом.
«Наши мамы были родными сестрами, и мы воспитывались вместе в семье Догузовых. Первый мини-рояль купила Жанне наша бабушка по материнской линии, Анастасия Алборова, когда та училась в музыкальной школе и подавала большие надежды. Сегодня мы с ней рядом, все двоюродные братья и сестры по линии Догузовых», – рассказывает Мадина Багаева. Родственники перевезли архив Жанны в Цхинвал и планируют передать его в Министерство культуры Южной Осетии, пока разбирая и систематизируя записи. Они очень хотят, чтобы был поставлен ее балет «Фатима».
Все, что Жанне сегодня необходимо – внимание и любовь друзей и коллег... Заботой ее окружили сестры. Возможно, так к ней возвращается вся та любовь, которую она всегда дарила людям и которая должна помочь вернуться к творчеству. Пока же композитор слушает музыку, иногда наигрывая что-то левой рукой…
Залина Бедоева, газета «Северная Осетия»