Со дня подписания Дагомысских или же Сочинских соглашений, обеспечивших ввод российских миротворческих сил в Южную Осетию в 1992 году, исполняется 26 лет.
24 июня 1992 года президенты России и Грузии Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе при участии лидеров Южной и Северной Осетии Тореза Кулумбегова и Ахсарбека Галазова, подписали Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта.
14 июля в соответствии с этими договоренностями в Южную Осетию и прилегающие районы Грузии, вошедшие в зону конфликта, были введены Смешанные силы по поддержанию мира и правопорядка. Эти события положили начало 12-летней мирной передышке для жителей республики, продолжавшейся вплоть до 2004 года, когда началась новая фаза грузинской агрессии.
Подписанию Дагомысских соглашений предшествовало несколько лет кровопролитной войны, причиной которой стал приход к власти в Грузии неофашистских сил во главе с Звиадом Гамсахурдия, провозгласивших лозунг «Грузия для грузин».
Решив выйти из состава СССР, грузинские власти отказали Южной Осетии и Абхазии в праве выйти из Грузии, несмотря на то, что такая возможность гарантировалось законодательством Советского Союза.
С ноября 1989 года информационная война против осетин переросла в вооруженную агрессию и массовые этнические чистки. В результате погибли и пропали без вести более 1 тыс. жителей Южной Осетии, около 2,5 тыс. человек получили различные ранения, в Северную Осетию прибыло около 55 тыс. беженцев из Южной Осетии. Около 120 тыс. осетин, проживавших ранее в различных регионах Грузии, так же вынуждены были бежать, спасаясь от чисток. Количество осетин, погибших от рук грузинских неонацистов на территории самой Грузии до сих пор точно неизвестно.
Кроме того, было сожжено 117 осетинских сел, значительная часть столицы республики лежала в руинах.
Государственный переворот, произошедший в Грузии в начале 1992 года и начавшаяся там гражданская война, несколько ослабили активность действий грузинских войск против Южной Осетии. Однако с весны 1992 года Эдуард Шеварднадзе, пришедший к власти после свержения Звиада Гамсахурдия, на фоне призывов к примирению развернул широкомасштабные боевые действия против Южной Осетии.
Город Цхинвал был полностью блокирован и подвергался круглосуточным обстрелам из артиллерии и ракетных установок. Тогда же совершается расстрел беженцев на Зарской дороге.
Однако, несмотря на потери и колоссальное превосходство в силах со стороны грузинских формирований, югоосетинским силам самообороны удалось отстоять столицу Республики и основные населенные пункты.
Зверства и военные преступления со стороны Грузии вызвали возмущение патриотической общественности Российской Федерации, требовавших остановить уничтожение Южной Осетии.
Особо следует отметить и роль Северной Осетии, где хоть и с промедлением, но все же осознали, чем грозит происходящее на юге Осетии. Одним из факторов, подтолкнувших тогдашнее руководство России во главе с Ельциным к вмешательству в сложившуюся ситуацию, стали массовые митинги во Владикавказе с требованием немедленного прекращения кровопролития в Южной Осетии, а также захваты складов с оружием и техникой. Ситуация дошла до того, что Верховный совет Северной Осетии принял обращение к федеральному центру, где подчеркнул, что в случае дальнейшего промедления республика оставляет за собой право выйти из состава федерации и оказать помощь южным братьям. Все эти факторы повлияли на дальнейший ход событий. В первой половине июня 1992 года комиссия Верховного совета РФ после изучения ситуации предложила Совету безопасности России принять меры по прекращению огня и предупредить Грузию о возможных последствиях.
Таким образом, Дагомысские, или же Сочинские соглашения, подписанные 24 июня 1992 года, явились результатом борьбы осетинского народа и поддержки со стороны Северной Осетии, а также патриотических сил в России. Четырехсторонние переговоры между Россией, Грузией, Северной и Южной Осетией привели к подписанию соглашения «О принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта». В соответствии с ним в Южную Осетию вводились трехсторонние миротворческие силы, включавшие по одному батальону от каждой стороны - всего 1500 человек. Однако, несмотря на подписанное 24 июня соглашение, грузинские войска продолжали боевые действия против Южной Осетии вплоть до самого ввода миротворческих сил 14 июля 1992 года.
Так, в частности, 12 июля продолжались интенсивные обстрелы Цхинвала из всех видов оружия, включая танки, БМП, артиллерию и минометы. В результате только с 18 часов 12 июля было убито 7 и ранено 42 человека. Многие дома в Цхинвале разрушены. Огонь велся не только с южной и восточной окраин города, но и с севера, со стороны села Тамарашен. Не прекращались также нападения на осетинские села Цхинвальского и Знаурского районов, в частности, Джер, Стырком и др.
В связи с этим Верховный совет Республики Южная Осетия вновь обратился к Верховному совету Российской Федерации с просьбой всемерно содействовать скорейшему вводу в Южную Осетию смешанных миротворческих сил и не принимать во внимание попытки грузинской стороны всячески затянуть выполнение договорных обязательств, достигнутых в Дагомысе.
Дагомысские соглашения, помимо ввода Смешанных сил по поддержанию мира в Южную Осетию, предусматривали создание специального органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК), в состав которой вошли представители четырёх сторон — Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии при участии ОБСЕ.
С 1992-го по 2008 годы, несмотря на провокации и постоянные попытки грузинских властей нивелировать роль России в переговорном формате, республика продолжала участвовать в процессе урегулирования в международно признанном формате СКК, а эффективность трехсторонней миротворческой операции одно время признавалась даже грузинской стороной.
Новая эскалация напряженности в зоне конфликта началась в 2004 году и была непосредственно связана с приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили, объявившего о своих планах силовым путем решить проблемы с Южной Осетией и Абхазией.
Его действия, активно поддерживаемые западными странами во главе с США, были направлены на выход Грузии из Дагомысских соглашений и вывод российских миротворческих сил из Южной Осетии. Политика нового грузинского фюрера привела к дестабилизации ситуации и попытке устроить очередной геноцид осетинского народа в августе 2008 года. Удар был нанесен и по российским миротворцам, которые в течение долгих лет выступали в роли гарантов реализации Дагомысских соглашений.
Впрочем, военная авантюра Саакашвили натолкнулась на силовой ответ России, успешно осуществившей операцию по принуждению агрессора к миру и признавшей независимость Южной Осетии.
Но это произошло спустя 16 лет после Дагомыса, а тогда летом 1992 года, четырехсторонние договоренности привели к установлению мира в Южной Осетии, пусть и временного.