Инал Алборов: «Мы должны вернуть госансамблю «СИМД» утраченные позиции…»

чт, 19/11/2009 - 10:12
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Жизненный путь Инала Алборова – Народного артиста РЮО, бессменного солиста мужского хора при государственном ансамбле «Симд» на протяжении нескольких десятилетий можно описать одной незамысловатой фразой – посвятил всю жизнь искусству. Между тем, за этой скупой характеристикой скрыты более 40 лет служения национальной культуре, песенному искусству Осетии. О себе, о своих заслугах Инал Алборов говорить не любит, с гораздо большим интересом рассказывает о творчестве коллектива, о народном песенном искусстве, без которого, наряду с танцем «Симд», нельзя представить будущее осетинской культуры. О своих первых шагах в творчестве, пришедшихся на годы расцвета ансамбля «Симд», периоде безвременья и сегодняшних наметившихся тенденциях к возрождению национального ансамбля Инал Согратович рассказал в интервью.

– Изначально, прежде чем я начал заниматься пением, в моей жизни появились национальные танцы. Однажды в школу к нам пришли представители государственного ансамбля «Симд», чтобы набрать детей для работы в детском танцевальном коллективе при ансамбле. По примеру друзей в ансамбле оказался и я, и уже довольно скоро стал делать первые успехи в искусстве танца. Тем не менее, вскоре я стал осознавать, что мое истинное призвание – пение, и танцы постепенно отошли на второй план. К моменту окончания школы особых вопросов, касаемых выбора будущей профессии у меня не возникало, и я поступил во Владикавказское музыкальное училище на вокальное отделение.

В то же время, хотелось получить и более «серьезную» профессию и я параллельно подал документы также в северо-осетинский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет. Поступил и через пять лет получил диплом специалиста-агронома. Вернувшись после учебы домой, меня сразу же распределили по специальности в совхоз села Тамарашен, где я начал работать главным агрономом. Не могу сказать, что от новой работы я был в восторге, но воспринимал ее просто как должное, возможность получать зарплату. Очень скоро о моем возвращении узнали и в ансамбле «Симд». Как-то вечером ко мне домой зашел балетмейстер ансамбля Хазби Гаглоев, решивший уговорить меня вернуться в «Симд». Долгого разговора не понадобилось, он просто лишний раз заставил меня задуматься о правильности выбора профессии, добавив при этом, что я больше нужен в искусстве, в национальном ансамбле. Уже буквально на следующий день я написал заявление об уходе из совхоза и… с того самого дня забыл о сельском хозяйстве навсегда. Начало моей работы в хоре «Симд»-а пришлось на пору процветания и большого успеха ансамбля. В 70-80-е годы коллектив находился на волне невероятной популярности и профессионального роста. Сегодня, когда очень часто говорится о проблемах ансамбля, о недостаточных условиях, создаваемых для развития национального искусства, я часто вспоминаю годы, когда «Симд» был на вершине национальной культуры и задаюсь вопросом, что мешает нам вернуться к тому уровню и развивать его дальше? Тогда у нас не было даже собственного здания, мы работали и репетировали в здании Госдрамтеатра, но в то же время ансамбль не был обделен вниманием государства, к тому же у нас были руководители, которые могли заставить коллектив взять высокую планку и держать ее на уровне многие годы. Наверно, во многом определяющим прошлый успех ансамбля было и то, что в то время мы периодически гастролировали с концертной программой не только по республикам Советского Союза, но выезжали и заграницу. Каждый успешный концерт порождал большее стремление развиваться, идти вперед, совершенствовать и оттачивать практически до блеска всю программу ансамбля, зачастую доходя в ежедневной работе до фанатизма. Потерять былую славу ансамбль смог за пару лет, чтобы вернуться хотя бы к той планке – потребуются долгие годы.
– Вы – один из немногих сотрудников национального ансамбля, которые стоически перенесли годы творческого безвременья «Симда». Как переживали период культурного кризиса?
– Уже в начале 90-х многие стали покидать ансамбль, практически на глазах стал распадаться и хор. Причины просты – мы пережили войну, экономика была разрушена, и люди из-за низких зарплат стали уходить из ансамбля в поисках более прибыльной работы. Нас, вокалистов, к примеру, осталось лишь десять человек. Именно в тот период руководство ансамбля возложило обязанности художественного руководителя хора на меня. Работали в крайне тяжелых условиях, к тому же за чисто символические заработные платы. Периодически обновляли программу хора, работали несмотря ни на что с полной самоотдачей, зачастую задерживаясь на работе допоздна, репетируя при свете свечек, чтобы выступать на редких в то время концертах. Таким образом, нам удалось сохранить хор и сегодня это намного упростило нам задачу, ведь развивать готовый коллектив намного легче, чем основывать его с нуля.
– Судя по всему, «развивать готовый коллектив» предстоит вашему новому худруку Анисиму Дзаттиаты, человеку, под управлением которого в прошлом хор ансамбля достиг наивысшей ступени профессионализма. Что сегодня изменилось с его возвращением?
– С приходом каждого нового руководителя, в основном меняется репертуар хора, методы работы с коллективом практически остаются схожими. Анисим Дзаттиаты – профессионал, со своим «слышаньем» каждой песни, с его возвращением в коллектив репертуар, конечно же, поменялся, в него были включены новые песни, в том числе и его собственного сочинения. Еще одним принципиальным вопросом для нового худрука является увеличение количества хористов для придания лучшего звучания и силы каждому произведению. Хотя, на мой взгляд, количество исполнителей никак не связано с качеством исполнения, восприятие многочисленности хора лучше лишь зрительно. Тем более что собрать большой хор оказалось делом непростым, очень мало людей, желающих профессионально заниматься пением. На протяжении всего периода функционирования хора при госансамбле «Симд» его руководители не раз менялись. Дудар Хаханов, Христофор Плиев, Анисим Дзаттиаты – каждый из них, разумеется, вносил изменения в работу, но, в любом случае, в нашей работе всегда неизменным оставался материал, составляющий основу творчества.
– Вы имеете в виду народные героические песни? Наверно, именно их исполнение из года в год позволяет зрителю думать об одноплановости репертуара мужского хора…
– Именно народные и героические песни составляют основную базу репертуара хора, они исполняются нами уже много лет. Но за последние годы наш репертуар значительно обновился. Появилось много лирических песен, в том числе и с элементами эстрадного жанра. С течением времени музыка развивается, зритель, слушатель тоже становится более требовательным, разборчивым в песенном искусстве и нужно как-то соответствовать его ожиданиям. Сейчас концертная программа нашего коллектива состоит из разножанровых музыкальных композиций, составленных с ориентацией на то, чтобы зритель не устал от одноплановости нашего исполнения. Вообще, любое изменение, касающееся современных обработок, идет только на пользу старым известным песням. Песни на стихи Коста Хетагурова «Хъуыбады», «Æнæ хай», («Мæ Иры фæсивæд»…) и др. за многие годы звучали в исполнении отдельных вокалистов и коллективов по-разному, но от этого их звучание становится лишь лучше и они продолжают оставаться востребованными публикой, нестареющими.
– А как Вы относитесь к современному эстрадному жанру? Многие исполнители классического вокала сегодняшнюю эстрадную и попсовую песню считают искусством низкопробным и второсортным, хотя этот стереотип не всегда считается оправданным…
– Такое стереотипное отношение, на мой взгляд, сложилось в основном из-за обилия фонограммы на современной эстраде. Эстрада сегодняшнего дня уродливо испорчена фонограммой. Не скажу ничего нового, но есть исполнители, которые один раз исполнили определенную песню где-то в студии при помощи нужной аппаратуры «дотянули» ее до более-менее приемлемого уровня и с этим «продуктом своего таланта» выходят на сцену годами. Зрителю же только остается гадать, перед ним настоящий талант или его дурачат. Ломать же сложившиеся стереотипы в отношении эстрадных исполнителей приходится истинным талантам, которых, к счастью, на эстрадном небосклоне Осетии тоже немало. Вано Бекоев, Сослан Хасиев, список наших молодых талантливых исполнителей-эстрадников невелик, но его можно продолжить. Я очень высоко ценю талант этих молодых певцов и с удовольствием слушаю их во время концертов. А если талант развивается еще и параллельно с приобретением профессионализма, как, к примеру, происходит с Вано Бекоевым, – это приятно вдвойне. Несмотря на молодость, его с уверенностью можно считать состоявшимся певцом, у которого определенно большое будущее не только в рамках осетинской сцены, но и за ее пределами. Я думаю, что многим «любителям» фонограмм следовало бы взять за основу такой подход к творческому росту, если конечно, они не желают быть певцами-однодневками.
– Я заметила, что и в составе мужского хора ансамбля появились новые лица, представители молодого поколения. Еще пару лет назад проблематичным считался вопрос подготовки смены действующему составу мужского хора нашего национального ансамбля. Сегодня большие надежды возлагаются на Государственный детский хор при Президенте РЮО под руководством Анисима Дзаттиаты (хор мальчиков). Как Вы считаете, удалось ли решить вопрос достойной смены?
– Бесспорно, дети талантливы, но пока они в том возрасте, когда трудно судить, станут ли они в будущем профессиональными певцами. Никто не сможет предсказать, как смогут сохраниться их голоса после естественного переходного периода в подростковом возрасте. Но даже если из этого количества, а насколько я знаю, их более тридцати, в будущем профессионально классическим пением национальной песни будет заниматься лишь человек 10 – это уже хороший результат. Вообще, певцов готовить сложнее, чем танцоров. Нужна постоянная работа над собой, иногда даже непродолжительное время без пения сказывается отрицательно на состоянии голосовых связок. Вокалисты ограничены во многом, – курение, чрезмерное употребление алкоголя – все это голосу только в ущерб.
– За более чем 40 лет Вашей работы в государственном ансамбле «Симд» руководители творческого коллектива не раз менялись, особенно часто это происходило за последние годы, причем, каждый из них – человек «с именем» в национальном искусстве – Мэлс Шавлохов, Аслан Кабисов, Геннадий Биченов. Но, несмотря на высокий личный профессионализм, никому из них не удалось вывести ансамбль из затяжного творческого кризиса. В чем, на Ваш взгляд, причина и сможет ли Вадим Цховребов, новый худрук «Симд»-а, переломить ситуацию?
– Проблемы национального ансамбля напрямую связаны с общим положением в сфере культуры, сложившееся за последние 20 лет. И дело тут не в отдельных руководителях, которые в силу всяких объективных и субъективных причин, и, в первую очередь, из-за недостаточного финансирования очагов национального искусства, ограничены в своих возможностях, даже при огромном желании что-либо изменить. Если в развитии культуры, а в данном конкретном случае мы говорим о единственном национальном государственном ансамбле, не будет заинтересовано государство, ни один руководитель, будь он даже дважды суперпрофессионалом, ситуацию изменить не сможет. На протяжении всех последних лет в ансамбле были очень низкие зарплаты, в основном, по этой причине молодежь шла в «Симд» неохотно. К тому же за последние годы ансамбль стал «невыездным», что тоже воздействует на настроение творческого коллектива не лучшим образом. Артисту хочется быть постоянно на виду, на сцене, гастролировать, показывать свое мастерство и на концертных площадках других государств. Если этого не происходит, развитие искусства в рамках репетиционного зала невозможно. Что касается нашего нового худрука Вадима Цховребова, то с его приходом наметилась явная тенденция к улучшению. Не буду говорить о хореографическом коллективе, так как не знаю всех тонкостей их работы, но в отношении работы мужского хора позитивные изменения, новшества наметились. К примеру, отныне мы будем выступать на концертах также и при музыкальном сопровождении оркестра. Мне кажется, новая программа, над которой мы сейчас активно работаем, зазвучит со сцены, благодаря некоторым планируемым техническим нюансам, более величественно и красиво. Хочется, чтобы высокое искусство национальной песни было популярно и востребовано зрителем. Тогда и работать будет одно удовольствие...

Юго-осетинская газета «Республика».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest