Застарелая проблема возвращения беженцев

вс, 07/11/2010 - 13:03
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Еще при советской власти Ленингорский район считался самым многонациональным территориальным образованием Южной Осетии, помимо преобладающего осетинского и грузинского населения в регионе мирно проживали и представители многих других национальностей. Одной из составляющих многонациональности района являлся функционировавший здесь детский дом, куда направлялись дети-сироты из разных уголков Советского Союза, многие из которых, повзрослев, оседали здесь. Однако, наступивший 1989 год стал «судьбоносным» для жителей Ленингорского района, тихая размеренная жизнь местного населения в одночасье сменилась на ожидание надвигающейся беды.

Начались притеснения по национальному признаку, массовые увольнения с занимаемых должностей «нетитулованного» населения. Стоит ли говорить, что в результате жесткого давления более всех пострадало именно осетинское население. Уже в 1991 году с началом открытой агрессии против осетинского народа, Ленингорский район стал анклавом, аннексированным властями Тбилиси, и связь Цхинвала с административным центром района была прервана на долгие годы. Вот тут-то и начался вселенский беспредел, сопровождающийся переделом общественного устройства и собственности. Некоторые осетинские села района были полностью или частично сожжены, но в ряде случаев грузины действовали и путем насильственного захвата – вооружившись для пущей важности всевозможными бумагами, скрепленными печатями минюста Грузии и Бог весть еще кем, дома и имущество соседей-осетин попросту присваивались. Подобная практика действовала по всей Грузии, начиная с Тбилиси. В результате, сотни осетинских семей, лишившись крова и возможности проживания на земле своих предков, когда со всей остротой стал вопрос элементарной безопасности, стали беженцами уже без надежды на возвращение в отчий дом. Поэтому, вполне естественно, что после признания нашей Республики и восстановления контроля и юрисдикции над Ленингорским районом, одним из первоочередных встал вопрос возвращения изгнанного населения в места прежнего проживания.
Властями РЮО изначально было подмечено, что процесс возвращения осетинских беженцев неизбежен и стоит в ряде первоочередных, однако возвращение будет проходить не грузинскими повальными бесконтрольными методами, необходимо правовое вмешательство судебных органов. На имя главы Ленингорского района на сегодняшний день уже поступило около 80 заявлений, от хозяев домовладений в начале 90-х годов в поселке Ленингор и окрестных селах, которые были бесконтрольно заняты новыми хозяевами, незаконно на них переоформлены и которые по сей день живут в их домах, считая свое заселение юридически обоснованным. Мнение самого главы района Алана Джуссоева на этот счет однозначное и категоричное: «Возвращение домовладений людям, изгнанным из собственных жилищ в начале 90-х годов, не может вызывать двоякого мнения. Но каждый конкретный случай требует своего подхода, все должно разрешиться цивилизованно, через судебные инстанции. Мы не будем уподобляться властным структурам Грузии, и выселять людей из домов по принципу национальной принадлежности, хотя в некоторых домовладениях в настоящее время действительно незаконно проживают люди. Это работа судебных инстанций».
Некоторая парадоксальность ситуации в том, что, поскольку на данный момент судебная система в Ленингорском районе не налажена, данные обязанности временно возложены на суд Цхинвальского района. Но когда мы обратились сюда к курирующему данный район представителю судебной власти с вопросом об исках жителей Ленингора, реакция судьи была, мягко говоря, удивительной – она почему-то заволновалась, наотрез отказалась разговаривать на данную тему, давать какие-либо комментарии, переправляя нас то к прокурору района, то к Председателю Верховного Суда… Между тем, проблему возвращения домов беженцам из Ленингорского района можно считать несколько застарелой, как никак пошел уже третий год после возвращения района под юрисдикцию РЮО, поэтому не случайно, что данный вопрос поднимался на последнем совещании у Президента Э. Кокойты, который поручил лично министру юстиции и главе Ленингорского района досконально разобраться в данной ситуации и приложить максимальные усилия, чтобы восстановить справедливость в кратчайшие сроки.
Вообще, тема возвращения беженцев и вынужденных переселенцев продолжает стоять остро. Сотни людей продолжают скитаться по съемным квартирам и общежитиям в Цхинвале, Владикавказе и разных регионах России. Висящий на повестке вопрос временного заселения беженцами микрорайона «Хурзæрин» также не снимет проблему – объемы не те. К тому же государство заинтересовано в возрождении села, не случайно активно ходят разговоры о скором начале процесса восстановления домов в сельской местности, разрушенных в результате войн начала 90-х. Правда, вопрос сроков пока неясен. Между тем у беженцев и вынужденно перемещенных лиц много вопросов. К примеру, у бывших жителей сел, расположенных на отрезке трассы Цхинвал-Дзау, которые были изгнаны в 1989-1992 годах. Эти села в новейшей историографии принято считать грузинскими, хотя известно, что данный термин искусственен и напрямую связан с началом военной агрессии Грузии – до 1989 года здесь проживало более сотни осетинских семей и села всегда считались смешанными. Сегодня у этих людей есть возможность и желание вернуться и восстановить свое жилье, естественно, опираясь на помощь государства. Но вопрос, по всей видимости, теперь упирается в пока еще обсуждаемые руководством Республики планы расширения города Цхинвал в сторону севера, поэтому властные структуры перспективу возвращения беженцев в данном конкретном случае пока никак не комментируют, хотя мэрии города пора уже определиться «с территориальными объемами» столицы и начать хотя бы очищать данную территорию, захламленную строительным мусором.
Своей участи по восстановлению ждут также десятки других сел в Цхинвальском и Знаурском районах, не восстанавливать которые мы попросту не имеем права. Людям, изгнанным из этих сел насильственным путем, нужно непременно дать шанс вернуться в места их прежнего проживания, каких финансовых расходов бы это нашему государству не стоило. И тогда возрождение сельского хозяйства республики не заставит себя долго ждать. А что это значит для некогда аграрной Южной Осетии, думается, нет смысла объяснять…

Юго-осетинская газета «Республика»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest