23 июня в Южной Осетии произошел инцидент, который можно без преувеличения назвать дипломатическим скандалом. В республику приехали 12 аккредитованных в Грузии послов стран Евросоюза, чтобы ознакомиться с ходом реализации Международной донорской программы по экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта. Кроме того, европейские дипломаты выразили желание ознакомиться с ситуацией в зоне конфликта, поскольку, как заявил глава делегации французский посол Эрик Фурнье на встрече с югоосетинским сопредседателем СКК Борисом Чочиевым, Евросоюз «считает, что ему следует быть более вовлеченным на политическом уровне в вопросы и проблемы разрешения конфликта».
Для югоосетинской стороны вопрос пребывания послов на территории республики был связан с принципиальным условием, чтобы делегация не встречались с представителями т.н. «временной администрации» в Курта. Дело в том, что власти Южной Осетии не раз заявляли, что не будут работать с любой международной организацией или страной, контактирующей с этой марионеточной структурой. По этой причине сорвалось уже несколько визитов, так как министерство по реинтеграции Грузии ставит перед работающими в Грузии дипломатами условие, чтобы, встречаясь с властями РЮО, они, в ходе той же поездки, нанесли визит и Санакоеву. В ходе упомянутой встречи Чочиев даже прямо спросил дипломатов, собираются ли они ехать в Курта, так как по некоторым СМИ прошла информация о том, что такая встреча запланирована. Фурьне ответил, что делегация будет придерживаться согласованной с югоосетинской стороной программы пребывания в зоне конфликта, и что грузинское телевидение выдало информацию о якобы запланированной встрече с Санакоевым, не посоветовавшись с ними. Француз даже выразил возмущение конторой Якобашвили (министр по реинтеграции Грузии) в связи с попытками последнего корректировать маршруты иностранных дипломатов. «Мы не раз давали ясно понять представителям министерства по реинтеграции Грузии, что мы не собираемся обсуждать дату, время и место наших поездок», - сказал Фурнье. Отметим, что все это говорилось в присутствии прессы, фиксировавшей происходящее.
Далее произошло следующее: послы отправились в грузинонаселенное село Свер, где они осмотрели строящийся в рамках донорской программы объект и, на обратном пути завернули в село Курта, где у них таки состоялась встреча с Санакоевым.
Здесь важно разобраться, чего хотели добиться европейские дипломаты своими отнюдь не дипломатическими маневрами. Если они намеревались окончательно испортить отношения с Южной Осетией, что бы в дальнейшем их сюда не приглашали для личного ознакомления с ситуацией в зоне конфликта, то своего они добились (делегация была выдворена из РЮО). Только не понятно, как это стыкуется с желанием Евросоюза, «быть более вовлеченным на политическом уровне в вопросы и проблемы разрешения конфликта». Если же, как предполагает югоосетинская часть СКК, «контрпродуктивная» встреча с Санакоевым состоялась, чтобы «придать некий политический вес и видимость респектабельности «временной администрации», то отправились бы по объездной дороге прямо в Курта, благо зимой так уже было. Можно предположить и третий вариант: Тбилиси просто использовало послов в своих целях, чтобы максимально затруднить контакты западных представителей с властями и населением Южной Осетии, как использует грузинское руководство тот же Запад, стравливая его с Россией и под шумок, обделывая свои делишки.