Кавказский формат

сб, 27/11/2010 - 12:05
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Прошедшие две недели в международной политике стали неделями реабилитации агрессора, ответственного за гибель тысяч людей в августе 2008 года. НАТО и европейские структуры, аплодируя выступлениям Саакашвили и принимая одна за другой резолюции, оправдывающие страну-агрессора, тем самым признали свое прямое участие в геноциде осетинского народа и в массовом убийстве российских миротворцев.
Режим Саакашвили после двухлетнего забвения вновь стал символом политики Североатлантического альянса и Евросоюза на постсоветском пространстве. Западные лидеры и СМИ, бурно восхваляя "демократические" реформы в Грузии, пошли по стопам Джорджа Буша-младшего. Как известно, этот техасский ковбой, прославившийся своим умением развязывать войны, сделав ставку в своей политике на пространстве бывшего СССР на режим Саакашвили, выдвинул пиар-тезис о "маяке демократии". Правда, этот термин вскоре приобрел саркастический оттенок, поэтому потребовалась смена вывески, дабы всучить западному обывателю все тот же тухлый товар, но уже в другой обертке. Теперь западные пиартехнологи выдвинули новый пропагандистский лозунг - Грузия как пример постмодернизма для стран Южного Кавказа.

Комментируя "миролюбивые" обещания Саакашвили, президент Европарламента Ежи Бузек подчеркнул, что "эта совершенно новая инициатива президента очень важна и также важен ответ ЕС.
По нашим оценкам, это гарантия будущего мира и гарантия развития региона и важна не только для тех стран, которые включены в программу Восточного партнерства, но и для Северного Кавказа. Нам нужна стабильность на всем Южном Кавказе. А Грузия может быть хорошей моделью того, как проходят процессы в демократическом обществе". В том же духе высказались некоторые французские издания. В частности, как пишет известная Le Figaro: "Постмодернизм Грузии надо брать за образец. Какими бы ни были итоги этой инициативы Саакашвили, в распоряжении которого есть еще три года для достижения успеха, вполне вероятно, что во всех других странах - России, Украине, Белоруссии, где сходные попытки сталкиваются с культурным неприятием, "постмодернистский" синтез, к которому стремится Тбилиси, будет взят за ориентир или даже за образец теми, кто не отказывается от борьбы за полное торжество дела свободы", - заключает Le Figaro.
Эти слова трудно расценить иначе как заново пробудившиеся намерения распространить грузинский сценарий на другие республики СНГ, в первую очередь Закавказья. Вслед за НАТО все большее желание усилить свое влияние на Кавказе проявляет и Евросоюз. Причем ставка опять делается на правящий режим в Грузии главный дестабилизирующий фактор на Кавказе, что вновь свидетельствует о нежелании учитывать национальные интересы России. А дабы сделать сговорчивей российское руководство западные лидеры туманно увязывают свою помощь в модернизации России с геополитическими уступками со стороны Москвы.
На том же совместном с Саакашвили брифинге Ежи Бузек вальяжно рассказывал журналистам, что Евросоюз ждет реакции России на предложение Саакашвили: "Теперь мы ждем реакции России. У меня был разговор с Президентом Медведевым и другими представителями российской власти. Мы глубинно рассмотрели вопросы модернизации России, эта тема очень близка к вашему новому предложению и может рассматриваться параллельно друг с другом". В том же ракурсе неделей раньше высказался генсек НАТО Расмуссен.
Похоже, модернизацию России Запад собирается рассматривать как готовность к внешнеполитическим уступкам. Как показывает исторический опыт, действительная модернизация России никогда не сопровождалась сдачей геополитических позиций. Наоборот, Петр I, с помощью западных технологий в кратчайшие сроки модернизировавший Россию, вывел ее на совершенно новые роли в международной политике. Либеральная модернизация Александра II также осуществлялась за счет перенимания опыта западных стран, но опять-таки именно при нем Россия положила конец Османскому владычеству на Балканах. Сталинская модернизация, претворявшаяся в жизнь при помощи немецких и американских инженеров и технологий, нисколько не отразилась на внешнеполитических позициях СССР. Надежды определенных кругов ЕС и НАТО сделать Россию более зависимой во внешнеполитическом плане в обмен на новейшие технологии могут оказаться тщетными.
В то же время необходима продуманная реакция на планы Запада, в частности, вознамерившегося разыграть очередную партию "Большой игры" на Кавказе при активном участии режима Саакашвили. России во взаимодействии со своими кавказскими союзниками следует предпринять комплекс мер, призванных уменьшить влияние внешних игроков на страны Южного Кавказа.
Важную роль в этом могут сыграть Южная Осетия и Абхазия. Сотрудничество в сфере внешней политики Южная Осетия и Россия успешно развивают после признания РЮО. Неоценимая помощь Россией оказывается в деле расширения международного признания Южной Осетии. Достаточно сказать, что российские представительства в иностранных государствах, которые еще не признали РЮО, неоднократно заявляли о своей готовности в случае необходимости представлять Южную Осетию. Большая помощь оказывается в информировании международного сообщества о реальных событиях августа 2008 года, предыстории грузино-осетинского конфликта. Разумеется, действия внешнеполитического ведомства России в этом направлении полностью отвечают и российским интересам. Внешняя политика одна из многих сфер, где Россия и Южная Осетия могут развивать взаимовыгодное сотрудничество, речь идет лишь о поиске наиболее эффективных форматов.
До событий августа 2008 года достаточно эффективно функционировал формат Содружества за демократию и права народов. Отстаивая интересы Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья, создавших этот военно-политический союз, Содружество одновременно препятствовало попыткам внешних сил вытеснить Россию из регионов бывшего СССР, сломать миротворческие операции с участием России, тем самым способствуя нейтрализации усилий НАТО по расширению на восток. Активная деятельность Содружества и других структур, созданных в его рамках, в частности Межпарламентской ассамблеи, сыграла определенную роль в продвижении позиций трех республик на международной арене. Притом, что Южная Осетия и Абхазия еще не обладали статусом международно-признанных государств, соответственно их внешнеполитический ресурс был более ограничен, нежели на нынешнем этапе.
Между тем, можно с сожалением констатировать явное снижение активности Содружества, а также других структур, созданных в рамках этого формата, вместо того, чтобы с учетом новых возможностей расширить сферу деятельности союза. В то же время лагерь оппонентов не только не прекращает бурную деятельность против Южной Осетии, Абхазии и ПМР, а наоборот всячески наращивает свои усилия на международной арене.
Информационные и внешнеполитические акции против России, Южной Осетии и Абхазии следуют одна за другой при явной поддержке Вашингтона. Назрела острая необходимость в создании новых форматов внешнеполитического и информационного взаимодействия России с молодыми республиками. Одной из востребованных форм сотрудничества, при реанимировании деятельности Содружества за демократию и права народов, может стать, условно говоря, кавказский формат.
Весьма перспективным представляется взаимодействие России, Южной Осетии и Абхазии на политическом поле Южного Кавказа. На сегодняшний день более или менее тесное взаимодействие можно наблюдать лишь в формате Женевских переговоров, которые призваны обсуждать достаточно локальные вопросы и при всем представительном составе участвующих сторон достаточно дистанцированы от реальной геополитики Южного Кавказа. Речь идет о том, что Южная Осетия и Абхазия должны стать активными игроками на политическом пространстве Закавказья, где они собственно и расположены.
С учетом того факта, что формального признания со стороны Армении и Азербайджана пока что не последовало, основной акцент на нынешнем этапе следует сделать на контактах в сфере политических партий и третьего сектора. Активизация дружественных связей с Нагорным Карабахом, а через него и с армянской диаспорой, также может стать перспективным направлением.
На сегодняшний день существующие площадки для диалога общественных и неправительственных организаций Закавказья созданы, прежде всего, западными международными НПО. Активную роль в этих процессах играет достаточно одиозная "IKV Pax Cristi". Между тем, назрела насущная необходимость появления новых, качественно иных площадок. Цель предоставить возможность политическим партиям, общественным объединениям и неправительственным организациям закавказских республик, включая, разумеется, Южную Осетию и Абхазию, обсуждать и выражать свое мнение по актуальным вопросам сложнейшего узла кавказской геополитики, тем самым оказывая влияние на происходящие процессы. При этом целесообразнее исключить неоднозначное и во многом деструктивное участие внешних игроков, преследующих задачу очередной перекройки сфер влияния на Кавказе, вовлечения кавказских народов в новый виток "Большой игры". Россия, как крупнейшая кавказская держава, кровно заинтересованная в обеспечении стабильности и безопасности в регионе, может и должна стать в лице своих политических партий и общественных организаций активным участником этих площадок, возможно, во многом взяв на себя роль посредника, способствующего поддержанию баланса, дабы воспрепятствовать катализации конфликтогенных тенденций.
Что же касается Южной Осетии и Абхазии, то эти республики должны выступить в качестве одного из инициаторов создания подобных площадок, дабы тем самым расширить свои информационные и внешнеполитические позиции на международной арене. Необходимо наладить сотрудничество с третьим сектором Джавахка и Борчало, используя то обстоятельство, что осетинский и абхазский народы имеют традиции дружественных отношений как с армянами, так и с азербайджанцами, чего не скажешь о Грузии. В качестве красноречивого примера можно привести события 1989-92 гг., когда в ходе геноцида осетин, проживающих в Грузии, армяне и азербайджанцы укрыли многих из них, спася от неминуемой гибели от рук грузинских неонацистов. У Грузии же, которая еще в 1918-20 гг. развязала конфликты с Арменией и Азербайджаном, по сегодняшний день сохраняются острые противоречия с этими закавказскими республиками, касательно ситуации в местах компактного проживания армян и азербайджанцев Грузии Борчало и Джавакхе, где грузинские власти на протяжении многих лет проводят политику "белого" геноцида.
России, Абхазии и Южной Осетии следует провести масштабные мероприятия, посвященные геноциду осетин, абхазов, дискриминации армян и азербайджанцев в Грузии. А также ввести безвизовый режим в отношении армян Джавакха и азербайджанцев Борчало, осетин, оставшихся в Грузии, вести политику, способствующую росту их национального самосознания.
На нынешнем этапе в РЮО основное внимание уделяют вопросам внутреннего развития, восстановления народного хозяйства и строительства государственности, далеко не полностью используя внешнеполитический потенциал республики.
Озвученный в свое время формат кавказского диалога, в лице советов старейшин, ветеранов и т.д. при всем уважении к последним, отдает архаикой и на практике не столь эффективен, за исключением редких случаев. Политическое и общественное поле кавказских республик модернизируется достаточно быстрыми темпами, в ходу уже несколько иные категории и стереотипы общественного сознания.
Необходимость развития кавказского диалога под эгидой России тем более назрела, что за последние годы предпринимаются усиленные попытки режима Саакашвили по непосредственному вовлечению в решение актуальных проблем региона таких внешних игроков как НАТО во главе с США и Евросоюз. Последние выступления грузинского президента на европейских трибунах, где Саакашвили обратился к ЕС с просьбой принять участие в урегулировании ситуации на Кавказе, очередное тому подтверждение.

газета "Южная Осетия"

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest