В 2022 году, в преддверии отмечаемого 29 мая 30-летия провозглашения независимости Республики Южная Осетия, нелишне вспомнить, какой тяжелый путь прошел наш народ в борьбе за избавление от грузинского ига.
Это касается не только боли от потерь близких, убитых грузинскими поработителями или экономического ущерба, нанесенного изгнанием и ракетно-артиллерийскими обстрелами.
Время диктовало и необходимость распознавать обман и политические уловки соседнего государства, которое не оставляет надежд не мытьем так катанием вернуть в грузинское стойло безрогий скот – так назвал осетин грузинский блоггер, пишущий под псевдонимом «ra2005» и никем из грузинской пишущей братии за это не осужденный. Ибо в Грузии осетин рассматривают именно как скот, который можно безнаказанно истязать и убивать.
Принятые в последние годы с целью стяжания лояльности южных осетин программы по медицинскому обслуживанию и бизнес-проектов «Шаг к лучшему будущему», конечно, не следует рассматривать как показатель изменения отношения к осетинам в Грузии. Эти программы грузинскому руководству навязаны их умными западными покровителями, которые увидели, что силовым путем действовать бесперспективно, и призваны заманить югоосетин в сферу своего влияния.
Этот подход не нов. В свое время действовал рынок приграничной торговли, который сыграл свою роль в оздоровлении отношений между сторонами в послевоенный период. Грузинская сторона рассматривала его именно как инструмент для покорения Южной Осетии, надеясь, что зарабатывающие на нем осетины за полтора десятка лет настолько увеличат свое влияние на политику Южной Осетии, что смогут придавить сопротивление Южной Осетии экспансионистским шагам Грузии. Однако этого не случилось, и именно грузинская сторона выступила инициатором его закрытия. Саакашвили просто нагнал туда военных, и торговцы в страхе разбежались. Так в одночасье рухнул миф о каком-то влиянии торгового люда на актуальную политику в Грузии.
И вот после войны 2008 года Грузия вновь вернулась к мирным методам воздействия на Южную Осетию. Помнится, что и Евросоюз принял резолюцию о взаимодействии с Южной Осетией в различных сферах без признания. Представителей Южной Осетии приблизительно в течение одного-двух лет активно приглашали на различные международные политические конференции для журналистов и общественных деятелей. Это делалось в надежде использовать их как своих агентов влияния, которые будут не очень навязчиво внедрять в Южной Осетии мысль о привлекательности Грузии.
Однако наши представители с фото- и видеодокументами на руках, наоборот, пытались донести до западных представителей правду о событиях 2008 года и предшествовавшего ему периода. Кончено, грузинские участники пытались им возражать, но правда была на стороне наших, и наши было более убедительны. Видя это, без формальной отмены принятых решений о взаимодействии с Южной Осетией в неполитических сферах, Запад свернул все контакты в этом направлении, оставив только контакты по правительственной линии. Более того, дипломатические работники государств-членов ЕС неоднократно жаловались гражданам Южной Осетии, что чиновники ЕС запрещают им выдавать въездные визы для частных лиц и общественных деятелей из Южной Осетии. Такой подход к международным обменам и контактам напоминает ранее осужденные принципы и практику времен Холодной войны. Как видим, Запад и примкнувшие к нему страны бывшего соцлагеря сами прибегают к этой практике и политике возведения Берлинских стен между людьми и целыми народами, которые хорошо относятся к Южной Осетии и России.
Жестка цензура, визовые ограничения – таково сегодняшнее лицо Запада в отношении Южной Осетии. Но стоит помнить, что это лицо – лишь оборотная сторона проводимой Грузией по его наушению политики «Вовлечение без признания» со своими бизнес-проектами «Шаг к лучшему будущему» в отношении Южной Осетии.
К счастью, со временем у грузинской стороны всё меньше поводов для таких настроений. Так, за послевоенный период в условиях щедрой финансовой помощи России, после восстановления основной части жилья и объектов жизнеобеспечения было сделано немало для подъема отечественного здравоохранения и взаимодействия с российскими коллегами на уровень, позволяющий снизить зависимость Южной Осетии от медицинских учреждений Грузии. Изучаются причины, побуждающие граждан Южной Осетии в случае тяжелого заболевания искать спасения в первую очередь в Грузии, а не в родственной Северной Осетии. И это правильно: данный вопрос уже давно перерос рамки социальной сферы, плотно заняв сферы политики и государственной безопасности.
Иногда для защиты своей Родины не бывает необходимости сидеть в окопе, – надо просто думать головой и хорошо делать свою работу. Комплексный подход поможет нам успешно противостоять умным программам, разработанным умными людьми против нас. Но и мы не лыком шиты. Государство помогает гражданам не поддаваться обману.