Батраз Таказов: «На сегодняшний день налицо большой профессиональный рост наших сотрудников»

вт, 03/02/2009 - 12:31
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Батраз Таказов: «На сегодняшний день налицо большой профессиональный рост наших сотрудников»Интервью ИА «Рес» с Председателем Комитета государственного контроля и экономической безопасности РЮО Батразом Таказовым.

ИА «Рес»: В сентябре прошлого года между КГКЭБ РЮО и Счетной Палатой РФ был подписан Протокол об основных направлениях сотрудничества. Какие совместные мероприятия были проведены за этот срок вашими ведомствами?

Б.Т.: Для проведения больших совместных мероприятий прошло пока мало времени с момента подписания этого Протокола. Тем не менее, после этого состоялось совместная проверка поступающих в республику гуманитарных грузов. В связи с этим в Южную Осетию прибыла группа сотрудников Счетной палаты РФ. Была проведена совместная проверка интересующих вопросов, начиная от вопросов восстановления объектов, разрушенных в ходе агрессии Грузии, а также единовременных выплат пострадавшему населения. По итогам этой проверки был составлен документ, который стал предметом рассмотрения на коллегии Счетной палаты РФ 19 декабря 2008 года. На коллегию были приглашены все участники проверки, присутствовали также заместитель министра регионального развития Владимир Бланк, тогда пока Полномочный представитель Президента РЮО Дмитрий Медоев. На этой коллегии был подведен итог всей совместной работы, были озвучены конкретные цифры, озвучены мероприятия, которые были проведены и более того, которые необходимо провести, были конкретизированы первоочередные задачи, которые необходимо решить в республике для СП РФ. Было отмечено, что при всех имеющихся недостатках в вопросах доставки и распределения гуманитарной помощи, сделано очень много положительного и выработаны конкретные предложения по устранению всех недостатков.

ИА «Рес»: На страницах наших СМИ печаталось много материалов о нарушениях в процессе распределения гуманитарной помощи. Идет ли расследования и будет ли кто-либо привлечен к ответственности?

Б.Т.: После грузинской агрессии в республику было доставлено около 14000 тонн грузов. Надо начинать с того, что с такой ситуацией, с такими объемами гуманитарных грузов никто и никогда еще не сталкивался, тем более, в Южной Осетии. И в этом честно признавались даже сами сотрудники МЧС России. Поэтому здесь не было каких-то шаблонов и наработок, все делалось на скорую руку. Естественно, было допущено большое количество ошибок, как у нас в республике, так и на территории Республики Северная Осетия. Ведь грузы поступали сначала железной дорогой до Владикавказа, затем все распределялось на склады, и затем все перевозилось в Цхинвал. И не только таким образом. Очень много субъектов России просто присылали машины с продовольствием, одеждой и т.д. Причем сперва все доставлялось без какого-либо запроса с нашей стороны. Все эти поступления гуманитарной помощи проходили хаотично. Это сейчас уже все налажено. Организации уже связываются с непосредственными получателями и узнают, в чем именно имеется необходимость. А тогда никто не спрашивал, привозили все, что только можно было привезти. Многие машины, прибывавшие сюда, даже не сдавали свой груз в гуманитарную комиссию, а все раздавали людям прямо на улицах города.
Нарушения были. Дважды мы докладывали свои предложения президенту и все нарушения оперативно устранялись.
Только в течение первых двух недель поменялось шесть председателей штаба по распределению гуманитарной помощи, и каждый из них делал эту работу по-своему. Руководители штаба просто не выдерживали. Во многом это зависело и от людей, они не были готовы к такой психологической нагрузке. При все этом, я не отрицаю нечистоплотность многих членов комиссии, которые распределяли эту гуманитарную помощь. И не просто нечистоплотность, а имели место факты, за которые в военное время можно было бы расстрелять.
Имела место и нечистоплотность лиц, ответственных за распределение помощи на местах. Несколько раз происходили кражи со складов, а это уже недобросовестность людей, которые отвечали за охрану помещений.
Иногда просто чисто психологически члены гуманитарной комиссии не выдерживали и просто все бросали и уходили. И это была ошибка тогдашнего правительства, потому что вся эта работа проводилась на общественных началах. С теми лицами, которые отвечали за распределение гуманитарной помощи на местах, не были заключены договора о материальной ответственности, и когда мы несколько материалов направили в прокуратуру, привлечь к ответственности было некого.
Как недостаток можно отметить и процесс распределения стройматериалов. Хозяин дома сам определял, сколько и каких стройматериалов ему нужно. Тогда уже нужно было создать комиссию, которая бы ходила по адресам и все заявления проверяла на месте и вносила бы при необходимости свои коррективы. На первых порах это было упущением всех. Можно это в некоторой степени объяснить и большим объемом работы Администрации города, которая на тот момент, по правде сказать, работала в авральном режиме. И никто не был готов к такому повороту событий, потому что на практике еще такого никогда не было.

ИА «Рес»: В РЮО поступали и продолжают поступать финансовые средства из России. Насколько прозрачно происходит их распределение и осваивание и выявлены ли в связи с этим определенные нарушения?

Б.Т.: Начнем с тех сумм, которые выделены на восстановление республики. Долгое время стоял вопрос, как восстанавливать. Сразу же к нам кинулись всякие подрядные организации, многие их которых просто хотели нагреть на этом руки. В начале восстановительного процесса подрядчиками неимоверно завышались сметные стоимости выполняемых работ, на что вовремя было обращено внимание Президента и руководства республики, в частности, быстро среагировали заместитель председателя правительства Хасан Плиев, председатель государственного комитета по реализации проектов восстановления Зураб Кабисов. К примеру, для обеспечения теплом детских садов города требовалось 28 котельных установок, что подрядчиками было оценено в 360 млн. рублей. Когда же комитет по реализации проектов восстановления начал в этом разбираться, цена сразу же снизилась до 160 млн. рублей. Некоторые сметы были завышены вплоть до восьми раз. Нужно отметить, что зачастую качество выполненных работ, в частности, по ремонту кровель, оставляло желать лучшего. Поэтому сейчас за этим процессом большой контроль.
Этот вопрос также рассматривался на коллегии Счетной Палаты Р19 декабря. Это что касается средств на восстановление.
Теперь что касается денег, выделенных Правительством РФ на оказание единовременной материальной помощи населению РЮО в связи с утратой имущества. Сперва не очень организованные группы начали составлять списки погорельцев, людей, потерявших имущество. Потом этой работой занялись мы совместно с администрацией города и министром финансов Азой Хабаловой, которая, надо отдать ей должное, организовала выполнение огромного объема работы. Было создано восемь комиссий, в каждую из которых входили наши сотрудники, а также представители МВД, КГБ, министерства юстиции. Город был поделен на части, и в каждой члены комиссии проверяли практически каждый дом. Естественно, сталкивались с проблемами, которые оперативно устранялись на месте. Многие люди записывались по два, а то и по три раза и нам приходилось разрабатывать новые программы, чтобы это предотвратить. Таких материалов в прокуратуру было направлено около 60. Была проделана большая работа, почти половина сотрудников комитета была в этом задействована.
В последнее время произошли задержки по компенсационным выплатам, но не по нашей вине. Списки у нас готовы и даже проверены по несколько раз. Но сам по себе этот бюрократический механизм очень сложный. Мэрия города подает списки уже в готовом виде в Минфин, после проверки они направляются в Северную Осетию, где они также проверяются и отправляются в Москву. Лишь после этого средства перечисляются сначала в Северную Осетию, а потом уже к нам.

ИА «Рес»: В современном мире большое внимание уделяется коррупции. Есть ли перспективы для обмена опытом в этом вопросе с зарубежными странами и в частности с РФ?

Б.Т.: Вопрос борьбы с коррупцией, возможно, это не основная задача СП РФ. А наша структура призвана бороться с коррупцией, в соответствии с Законом КГКЭБ РЮО. Значительная работа проводится в этом направлении. И большое количество моментов коррупционного характера, в частности, в кредитно-финансовой сфере, при распределении кредитов, например, фермерским хозяйствам и в поддержку малому и среднему бизнесу. Нечистоплотные чиновники имели возможность по откату средств при выдаче государственных кредитов. Некоторыми лицами были представлены и проекты, от которых выгоды государству не было абсолютно никакой, и прибыль бы получал лишь получатель кредита. Но в большинстве случаев эти факты нами совместно с заместителем председателя Правительства РЮО Чочиевым Таймуразом были пресечены.
Зафиксированы факты и незаконного списания полученных от государства денежных сумм. Нами проведено более сорока таких проверок, как юридических лиц, так и физических. Ведь согласно бюджетному кодексу, если в течение трех лет деньги не вернули, то истекает исковая давность и кредит не возвращается. Таковой суммы мы насчитали около 118 млн. рублей, а это для нашей республики большие деньги. И только в 2007 году мы вернули в бюджет республики без малого 7 млн. Это впервые в РЮО, начиная с 1992 года, какая-то сумма была возвращена в бюджет государства. В 2008 году подготовительная работа была проведена, уже было возвращено около 2,6 млн., когда началась грузинская агрессия. И, к сожалению, очень много документов по возврату этих сумм сгорело. Сейчас эта работа вновь возобновилась.

ИА «Рес»: В этом году КГКЭБ исполняется два года со дня образования. Что сделано за этот период и каковы планы на будущее?

Б.Т.: В настоящее время рассматривается вопрос, одобренный Президентом РЮО, о переименовании КГКЭБ в Счетную палату Республики Южная Осетия по аналогии с Россией и другими государствами мира. В связи с этим, у нас появится много дополнительных функции. В принципе, функции у всех одни и те же, а полномочий может быть у кого-то больше, у кого-то меньше. Наш комитет, ко всем прочим задачам, имеет право оперативно-розыскной деятельности.
Говоря о том, что сделано, легче рассказать о том, что не сделано. То, что можно было успеть за два года, весь личный состав старался сделать. Нужно учесть то, что очень много времени занимает учебный процесс, потому что, по инициативе Президента практически все сотрудники у нас молодые, можно сказать, прямо со студенческой скамьи. Потому что, тот кадровый пробел, который образовался в республике за 17 лет необходимо каким-то образом восполнить. Все сотрудники были отобраны на конкурсной основе, сдавали экзамены после 45 дней учебы, и на общем основании были приняты на службу в комитет.
После подписания со Счетной Палатой России Протокола об основных направлениях сотрудничества к нам были направлены специалисты высшей категории Счетной палаты РФ, которые в течение двух недель проводили занятия с нашими сотрудниками. Аналогичных занятий до сих пор не было никогда. Занятия проводились по 8 часов ежедневно, с последующей сдачей экзаменов и с получением дипломов российской академии управления. И на сегодняшний день налицо большой профессиональный рост всех наших сотрудников.
У нас очень хорошая библиотека, много литературы к нам поступает со Счетной Палаты РФ, то есть учеба у нас на должном уровне, каждый понедельник у нас день учебы.
Теперь о том, что не сделано, а это очень много. Мы не охватили еще деятельность районных администраций, как расходуются бюджетные средства в районах, так как пока очень большой объем работ в самом Цхинвале. Также, большое количество государственного имущества находится в незаконном владении разных фирм и частных лиц, не заключены арендные договора, аренда не платится, и бюджет республики опять-таки теряет немалые средства. Этот вопрос нам нужно сейчас изучить. Имеются момент коррупционных проявлений, когда без каких-либо на это прав частными лицами или коммерческими структурами эксплуатируются объекты государственного имущества.
Кроме того, с наступлением весны начнется масштабное строительство, начнется более объемный процесс восстановления республики, и здесь для нас непочатый край работы.
Отмечу, что мы сегодня очень тесно сотрудничаем с Контрольно-Счетной Палатой РСО-А и Счетной Палатой РФ. Уже в этом году планируется налаживание более тесных контактов и подписание соглашений практически со всеми субъектами Северного Кавказа. Для этого нужна определенная подготовительная работа. Более того, СП РФ пообещала вывести нас на международный уровень, чтобы у нас были контакты с аналогичными структурами, например, с Беларусью, Казахстаном, Татарстаном и т.д. То есть планы большие, и так как мы сейчас уже суверенное признанное государство нам будет легче выйти на более высокий уровень международных отношений.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest