Интервью представители МИД России М.А.Лебедева по обстановке в Закавказье

пт, 17/07/2009 - 15:32
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Интервью заместителя директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России М.А.Лебедева по обстановке в Закавказье, опубликованное в газете «Известия» 17 июля 2009 года
17-07-2009

Вопрос: Что было на повестке дня консультаций?
М.А.Лебедев: На июльском раунде переговоров российская делегация представила комплексный набор рекомендаций по гуманитарным проблемам, которые были встречены с пониманием, и их обсуждение показало возможность выхода на качественно новый этап диалога.
Важно, что в женевских дискуссиях на равной основе участвуют делегации суверенных республик - Абхазии и Южной Осетии. Необходимо выйти на взаимопонимание в отношении решения проблем, связанных с судьбами десятков тысяч людей, пострадавших в результате многолетних конфликтов и последней преступной авантюры Саакашвили. Наши предложения носят всеобъемлющий характер и охватывают гораздо более широкий спектр, чем ранее предлагалось для рассмотрения международными экспертами Еврокомиссии и ООН.

Вопрос: В чем их суть?
М.А.Лебедев: Они привносят в решения проблем беженцев и перемещенных лиц системность - нельзя разрабатывать меры по улучшению их положения и восстановлению пострадавших районов в отрыве от реальности. Характерной чертой является затянувшееся отсутствие доверия между сторонами на фоне попыток Грузии искусственно форсировать процесс возвращения, затормозить привлечение международных гуманитарных агентств к оказанию помощи Абхазии и Южной Осетии. Фактически мы видели атмосферу культивируемой конфронтации и нежелания грузинских властей напрямую взаимодействовать по острым гуманитарным проблемам.
Вопрос: А что происходит на самом деле?
М.А.Лебедев: Не прекращаются инциденты на границах Грузии и Абхазии, Грузии и Южной Осетии, дает о себе знать межэтническая ненависть. Мы предложили обозначить эти проблемы в виде рекомендаций, нацеленных на создание благоприятных для возвращения людей условий. При этом наши пожелания касаются скоординированной совместной деятельности по следующим основным направлениям: заключение соглашений о неприменении силы между Грузией и Абхазией и между Грузией и Южной Осетией, постепенное восстановление доверия, налаживание между ними конструктивного диалога, проявление гибкости и компромисса, недопущение инцидентов на границах.
В общих интересах участников поддерживать меры, предпринимаемые в целях реализации ответственности Грузии, Абхазии и Южной Осетии за создание условий для возвращения и реабилитации, а также, при необходимости, интеграции беженцев и перемещенных лиц в местах их длительного размещения или новых местах проживания. Важно поощрять согласование мер по укреплению доверия между сторонами, создавать обстановку взаимного уважения, терпимости и недопущения дискриминации лиц, пострадавших в ходе предыдущих конфликтов.
Кроме того, мы рекомендуем создать единый банк данных о беженцах и перемещенных лицах с целью исключения их двойного счета, а также обеспечения объективности и сбалансированности в распределении гуманитарной помощи. Понятно, она должна быть адресной, потребности должны удовлетворяться в тесном взаимодействии с местными властями Грузии, Абхазии и Южной Осетии. И мы рады, что наши соображения сейчас разделяются партнерами по переговорам. Со своей стороны, мы поддерживаем их предложения по развитию программ социально-экономической реабилитации в Грузии, Абхазии и Южной Осетии и созданию специальных рабочих групп для содействия в их реализации.
Вопрос: Видимо, и страны, пострадавшие от действий грузинской армии, также должны принять соответствующие меры?
М.А.Лебедев: Разумеется, в новых независимых государствах - Абхазии и Южной Осетии - имеется определенный дефицит правовой базы для регулирования подобных проблем, а также опыта решения конкретных задач. Важно, однако, что есть в целом понимание относительно разработки четких механизмов правового регулирования приема возвращающихся, господдержки пострадавших лиц в части восстановления жилья или выплаты компенсации за утраченное жилье. Правительствам этих республик рекомендуется продолжить реализацию программ социально-экономической реабилитации, создавая надлежащие возможности для деятельности международных гуманитарных агентств. Важная задача стоит перед ними в плане проведения регистрации перемещенных и возвращающихся лиц, их документирования.
Вопрос: А что в отношении Грузии?
М.А.Лебедев: Фактически речь идет о перестройке в перспективе многих подходов грузинского руководства к гуманитарной ситуации. К примеру, действует закон Грузии "Об оккупированных территориях" от 23 октября 2008 года. О его контрпродуктивности говорили многие авторитетные международные деятели: и уже упомянутый мной Томас Хаммарберг, и представитель Генерального секретаря ООН Вальтер Келин.
Главное, что этот закон не только агрессивен по своему содержанию, но и игнорирует сложившиеся реалии в регионе, не способствует достижению цели возращения и поиска других долговременных решений для беженцев и перемещенных лиц.
Кроме того, нередки случаи искусственного "выдавливания" лиц, принадлежащих к отдельным этническим меньшинствам, путем принуждения их к выезду за рубеж через административные процедуры выдачи отдельных документов, регистрации актов гражданского состояния и имущественного характера. Есть примеры насаждения нетерпимости в бытовом плане в отношении этнических меньшинств. Это известные проблемы, в Грузии они носят хронический характер, и, к сожалению, это отражается на людях, которые действительно вынужденно покидают Грузию, приезжая в том числе и в Россию.
Известна практика, согласно которой лиц, принадлежащих к нацменьшинствам, заставляют писать свои фамилии на грузинский лад, не говорить на родном языке. О том, что этнические меньшинства продолжают ощущать себя "гражданами второго сорта", говорят во многих правозащитных структурах. Для нас важно сформулировать такие рекомендации, которые помогли бы Грузии при поддержке других участников скорректировать свою линию, принять меры к воссозданию обстановки терпимости и уважения прав человека.
Другой задачей для Грузии мы видим расширение усилий для интеграции и улучшения условий проживания всех перемещенных лиц, двигаясь к завершению их документирования, созданию условий для возвращения этнических осетин - беженцев, вынужденно покинувших внутренние регионы Грузии после 1992 года. Важно также проводить регистрацию и профилирование перемещенных лиц и лиц, намеренных возвратиться в Абхазию и Южную Осетию, не допускать дискриминации при предоставлении им гуманитарной и социальной помощи и услуг.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest