Осетины на фронтах Великой Отечественной войны. Токмаев Илья

VKontakte
Odnoklassniki
Google+

К 65-летию Великой Победы
Токмаев Илья, 1925 г.р., ветеран Великой Отечественной войны:

До Великой Отечественной войны я работал водителем в Цхинвале. О войне я узнал по слухам, так как у нас дома не было радио. Узнав об этом, я сразу же попросился на фронт. Но меня не забрали, а попросили поработать в авторемонтной базе. Машины, которые мы ремонтировали, через Тбилиси направлялись на фронт. Когда закончили ремонт машин, это было в 1942 году, я снова обратился к военкому, чтобы он меня отправил на фронт. Мне тогда исполнилось 17 лет. Он мне отказал, сказав, что у меня бронь, но я настоял на своем, и меня направили в Тбилиси, а оттуда – в Москву. В Москву мы добирались месяц. Через три дня нас отправили в учебный батальон города Ярославль.

Там я проучился два месяца и нас привезли обратно в Москву, а оттуда - в г. Шуи Ивановской области на сержантские курсы. После трехмесячного обучения оттуда нас пешком отправили в Рязань, а оттуда через Москву – на фронт. На фронте я был в 92-ом Краснознаменном полку. Это был сложный для нашей армии период. Несмотря на то, что закончилась тяжелая череда отступлений, на Запад мы продвигались очень медленно. Наши бойцы сражались очень героически. Даже теперь, хотя прошло почти 70 лет, я не могу спокойно вспомнить, с какой радостью встречали нас наши граждане из городов и сел, которые мы освобождали. Они были худые, изможденные, месяцами не могли мыться и принимать теплую пищу. На них было страшно смотреть, вот до чего довели их фашистские нелюди.
Самой большой радостью для нас было, когда мы, изгоняя врага, дошли до Государственной границы СССР и восстановили пограничные столбы. Мы обнимали и поздравляли друг друга. Здесь я почувствовал, что конец войны близок.
Во время боев на Карпатах на Западной Украине меня ранили. Раненым я неделю пробыл в лесу, из листьев сделали шалаш и прооперировали меня. Из лесу меня привезли в Черновцы, там я пролежал месяца, а оттуда нас перевели в г. Гвоздево. В Гвоздево нас поселили в бараке, там лежало около тысяч человек. Девять человек мы были тяжелом состоянии, и нас отправили на санитарном самолете в г. Бердичев. Месяц я пролежал в госпитале. Внезапно прилетели немецкие самолеты и начали по нам бить. Меня санитарки переносили в бомбоубежище. Из-за бомбежек земля дрожала, и я упал с носилок и сломал ногу второй раз. С тех пор моя нога на десять сантиметров короче. После выписки нас отправили вдесятером в Киев в другой госпиталь. А другие раненые были отправлены позже санитарным поездом, этот поезд попал под бомбежку не доезжая до Киева, и все мои товарищи, с которыми я лечился – все погибли. В Киеве я лежал в госпитале на улице Богдана Хмельницкого. Я был весь в гипсе. А оттуда меня направили в госпиталь в Сочи в бывший дом НКВД.
После лечения меня списали из рядов армии и выдали нам какие-то рваную, окровавленную хлопчатобумажную одежду и хотели отправить по домам. Я костылями побил начальника госпиталя, и после этого нас переодели в новую одежду. Так я вернулся.
День Победы меня застал уже в Цхинвале, своими силами построил себе дом, жил в нем, и теперь его сожгла грузинская армия, а я остался без дома…

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest