Малочисленные народы в контексте международного права
На днях в гостях редакции газеты "Южная Осетия" побывал профессор Лундского университета Зелим Цховребов. Как мы уже писали на страницах "ЮО", Зелим Лазаревич является уроженцем Цхинвала, выпускником ЮОГУ, работал в ЮОНИИ в начале 90-х годов, был одним из активистов народного движения "Адæмон Ныхас". Он является экспертом по правам человека при Совете Европы, гражданином Швеции, профессором Лундского университета, год назад ему было присвоено звание доктора Киевского института права Академии наук Украины.
В настоящее время Зелим Цховребов находится в качестве международного эксперта по правам человека в полицейской миссии Европейского Союза в Афганистане. Кроме того, читает лекции в Кабульском университете по правам человека, лидерству и менеджменту.
За время пребывания в РЮО он провел несколько интереснейших лекций по правам человека студентам ЮОГУ и представителям молодежного правительства. Запоминающийся вечер-встреча с ветераном клуба - Зелимом Цховребовым состоялась в "Аполлоне". Именитый профессор поделился своими интересными размышлениями о том, как многое ему дали для становления личности "Аполлон" и студенческие походы в горы и личный пример неизменного лидера и вдохновителя клуба "Аполлон" профессора Тамары Николаевны Шавлоховой.
Докторская диссертация, которую З.Л.Цховребов защитил в Лундском университете в Швеции, была посвящена проблемам малочисленных народов или этнических меньшинств в международном праве. Он занимался исследованием малочисленных народов в контексте международного права. Вопросами о том, что необходимо предпринимать на международном уровне в защиту прав национальных меньшинств и какова должна быть интерпретация правовых документов, чтобы использовать их в своих интересах. Какие можно создавать документы международного права, чтобы национальные меньшинства были более надежно защищены. Об этих вопросах наше интервью с Зелимом Цховребовым.
- Как Вы оцениваете с точки зрения международного права этапы становления нашего молодого государства - Республики Южная Осетия?
- Юристы и правоведы не раз отмечали тот факт, что РЮО на пути строительства своей государственности не нарушила ни один международный закон.
- Однако мы до сих пор остаемся лишь частично признанной страной… А с этим как быть?
- Становление многих современных независимых государств проходило не по прямой линии. Признание новых стран, как правило, вначале сталкивается с яростным сопротивлением больших игроков международной политической арены.
Однако история показывает, что потом картина менялась. В IV главе своей книги "Песнь Лазаря" я привожу примеры того, как первоначально провозглашение новых государств встречалось в штыки. Но с течением времени все-таки происходило их признание.
С точки зрения международного права вопрос признания новой страны другими государствами вообще не ставится. В международном праве речь идет об установлении дипломатических отношений между странами. Говоря об аспекте международного права, существование государства - это вопрос факта.
Даже Организация Объединенных Наций не имеет непосредственно юридического мандата признавать или не признавать страну. Это не ее функция. Она, естественно, может принимать в свои члены, но само, формально говоря признание - это не функция ООН. Повторю еще раз, оценивая политику отдельных стран, речь может идти об установлении дипломатических отношений между странами и затем объявлять о признании независимости страны.
Но само существование независимого государства не зависит от признания или не признания его другими странами.
В то же время в международном праве имеется известное противоборство двух концепций: с одной стороны - принцип права нации на самоопределение (которым воспользовалась Республика Южная Осетия), и с другой стороны - принцип сохранения территориальной целостности страны. Юридические аспекты сохранения территориальной целостности страны являются пережитком деколонизации и пока довлеют в международном праве.
- Но ведь хорошо известны факты образования новых стран в результате развала СССР и Югославии в новейшее время истории?
- Я могу привести еще такой пример. В момент образования ООН в нее входило 54 независимых государства. А в настоящее время ее членами являются около 200 стран. Установление дипломатических отношений и признание многих из них встречалось в штыки. Другой пример - Югославия и СССР в период их развала. К сожалению, в обоих случаях распада не обошлось без человеческих жертв и трагедий.
- В нашей газете несколько материалов было посвящено недавнему выступлению президента Франции Николя Саркози в Грузии, где он Южную Осетию и Абхазию называл "псевдогосударствами" и "ампутированными конечностями Грузии" и т.д. Какую экспертную оценку Вы как правозащитник могли бы дать подобной риторике?
- Комментируя заявления Н.Саркози в Грузии, могу отметить лишь тот факт, что его слова не имеют никакой юридической силы. Они касаются лишь сферы политики. Он говорил о своей политической позиции. Его политика не имеет отношения к международно-правовой сфере. С моей точки зрения, его слова демонстрируют нежелание признавать существующую новую реальность.
- Что Вы имеете в виду, говоря о новой реальности?
- Новая реальность - это то, что новое государство Республика Южная Осетия провозглашена, существует и развивается. Согласно международному праву, есть определение государства. Оно небольшое и состоит всего лишь из нескольких пунктов. Республики Южная Осетия и Абхазия полностью соответствуют этому стандартному определению.
-Не могли бы Вы пояснить, по каким конкретно пунктам?
- Руководства этих стран контролируют свои территории - это раз; они эффективно управляют своими территориями - это два; они способны устанавливать дипломатические отношения с другими странами - это три.
Подчеркиваю еще раз, что обе страны - Южная Осетия и Абхазия - полностью соответствуют международно-правовому определению понятия государство.
- А Грузия?
- Вот Грузия как раз не соответствует. В течение более чем 20 лет она не имеет эффективного контроля над территориями, которые объявляет своими. В течение всего периода, прошедшего с развала СССР, она не контролировала фактически территории Южной Осетии и Абхазии. Руководители Грузии не проводили здесь свою политику, население этих территорий не участвовало в выборах и т.п. Если брать международно-правовой аспект, то несостоявшимся государством была именно Грузия.
Повторю, что как таковой факт признания не легитимизирует международно-правовое существование государства.
- Как при существующем положении вещей следует продвигать интересы нашей молодой республики? Каковы будут Ваши рекомендации?
- Прежде всего, государства Южная Осетия и Абхазия должны продолжать строительство конкурентоспособной экономики, делать то, что делают все нормальные государства.
Важным составляющим является также соблюдение основных человеческих прав и свобод. Чаще всего предметом озабоченности мирового сообщества становится страна, если в ней не соблюдаются фундаментальные права и свободы граждан, если они притесняют национальные меньшинства, если они ведут политику геноцида. До сих пор Республика Южная Осетия проводила политику, соответствующую правам человека и, я уверен, что этот курс будет продолжен.
- Могли бы Вы лично в своей деятельности на международной арене продвигать интересы РЮО?
- Этот же вопрос задал мне Президент Эдуард Кокойты в ходе нашей личной встречи.
Конечно, можно создать, к примеру, международный комитет, который на международных форумах будет продвигать наши интересы. Есть простые способы решения этих кажущихся сложными вопросов. Они у нас находятся в стадии разработки. И мы надеемся в будущем реализовать эти идеи.
Газета "Южная Осетия"