Основанная в 2003 году в Ростовской области уроженцем Южной Осетии Вадимом Ванеевым компания «Евродон» — лидер российского рынка производства и переработки мяса индейки. В январе 2012 года Вадим Ванеев был награждён одной из высших общецерковных наград — Орденом святого равноапостольного великого князя Владимира третьей степени, которым издавна отмечаются выдающиеся деяния во благо Православия и Государства. Подробнее о своих первых шагах в бизнесе и о своей компании Ванеев рассказал в интервью ИА «Рес»
- Вадим Шалвович, расскажите, пожалуйста, о себе.
- Я родился в Южной Осетии, в Цхинвале, и до 18 лет жил там. У нас была обычная советская семья, без особого достатка, поэтому приходилось много работать. Пока мои сверстники играли и развлекались, я с отцом строил дом и помогал матери по хозяйству.
После окончания школы я поступил на работу в «Югоблсельхозтехнику», чтобы получить направление в сельскохозяйственный институт во Владикавказе. Связей особых не было. Направление мне не дали. Пошёл служить в армию. А после армии поступил в городе Шахты в филиал Новочеркасского технического института.
- Когда и почему Вы решили заняться предпринимательством?
После окончания института встал вопрос, чем заниматься дальше. В стране тогда началась перестройка. Частному предпринимательству был дан «зеленый свет». Со своим однокурсником мы решили заняться бизнесом — открыть видеосалон, который решили построить в центральном парке г. Шахты Ростовской области на месте бывшего летнего кинотеатра. Перед этим долго уговаривали директора парка... Заняли 53 тысячи рублей в «Соцбанке» и приступили к стройке.
Все делали своими руками: ломали кинотеатр, вывозили строительный мусор, заливали бетон, клали кирпич. Только для того чтобы вывезти грунт, потребовалось около 100 «КамАЗов».
В процессе возведения мы решили сделать не видеосалон, а ресторан. Строительство растянулось на шесть лет.
Построили первую очередь — запустили, стали получать с ресторана деньги. Затем следующую очередь строили — и так шесть лет.
Всю полученную прибыль вкладывал в новое дело. Им стал первый на Северном Кавказе большой супермаркет в Шахтах. Это сейчас такие вещи стали привычными, но не для 1996 года…
Ритейл меня серьёзно увлёк. Я думал о создании целой сети продуктовых супермаркетов сначала в Ростове, а потом и по всей области.
- Расскажите о ваших первых шагах в птицеводческом бизнесе.
- В 1991 году я поехал в Венгрию. Ситуация в стране начала меняться. Венгры уже серьезно переключились на Запад. Это был такой европейский социализм. И вот, когда я первый раз зашёл в самый большой супермаркет «Шкала» в Будапеште, у меня был такой внутренний смех от увиденного! Как нас обманывали! После этого я часто бывал в Венгрии, где и попробовал первый раз мясо индейки.
Спустя некоторое время в Ростовской области были запущены ресторан, супермаркет и алкогольная дистрибьюторская компания, но я думал о большем. Всегда хотел создать крупную федеральную компанию. Нужно было производство. В Венгрии я смотрел, как устроены местные предприятия. Искал свою нишу. Был на американском заводе по консервированию кукурузы. Все нравилось, но я всё равно не представлял себя овощным директором. Проанализировав составляющие планируемого бизнеса, я понял, что на Дону созданы все условия для птицеводства. И я вспомнил об индейке!
- Компания «Евродон» была основана в 2003 году. За это время она стала лидером российского рынка производства и переработки мяса индейки, к тому же это один из самых современных индюшиных комплексов в мире. В чём секрет такого успеха компании?
- Проект по выращиванию и производству мяса индейки 95 процентов моих коллег и партнеров называли гиблым. Но я верил — это то, что нужно! С готовым бизнес-планом я отправился на поиски средств для реализации проекта. Искал деньги четыре года. За это время обращался в финансовые группы, венчурные фонды, банки, к частным инвесторам. Но никто не соглашался выделить средства под проект.
Мне удалось познакомиться с художественным руководителем, директором и главным дирижёром Мариинского театра Валерием Гергиевым. Я знал, что у меня были небольшие шансы заручиться поддержкой маэстро. Один раз, чтобы встретиться с ним, мне пришлось двое суток ждать его в приёмной. Но упорство дало свои результаты. Валерий Гергиев познакомил меня с Владимиром Дмитириевым, который в то время был одним из руководителей Внешторгбанка (ВТБ).
Г-н Дмитриев практически сразу заинтересовался проектом. Мои основные аргументы были следующими: во-первых, индейки в России нет, хотя её ест весь мир; во-вторых, индюшатина ‑ полезное диетическое мясо, и поэтому его будут покупать. Почти год проект проверяли специалисты банка, но в конце компанию ждал «бонус» — подписан договор о проектном финансировании.
В 2003 г. я зарегистрировал компанию «Евродон» и в конце 2005 г. наша команда приступила к строительству индейководческого комплекса. Израильские партнеры, которые оказывали консультационную поддержку проекту на ранних стадиях, сначала скептически относились к моим идеям. Нас долго уговаривали остановиться на производственной мощности предприятия в 3 тысячи тонн в год. Ничего не понимая в индейке, на тот момент, я был категорически против, настаивая на 11 тысячах. Зарубежные партнёры называли меня «Фантастом из России». Спустя недолгое время мы развеяли их сомнения.
Тяжёлые времена не закончились. В 2006 году ситуация на строительном рынке чуть не погубила проект. Цены на стройматериалы катастрофически взлетели. Все это время наша команда билась за проект, пытаясь найти дополнительные источники финансирования.
Сегодня, несмотря на многочисленные скептические оценки, компания лидирует на рынке мяса индейки. Упорство, настойчивость и трудолюбие — вот те качества, благодаря которым все мы выстояли. Выстояли и продолжаем развиваться. А теперь у нас на стадии реализации ряд перспективных, как с экономической, так и с социальной точки зрения, инвестиционных проектов.
- Какой объём российского рынка мяса индейки занимает «Евродон» в настоящее время и каковы были объёмы продаж продукции компании в 2011 году?
- По нашим данным, около 40 процентов рынка в натуральном выражении. По итогам 2011 года мы произвели 33 тысячи тонн мяса индейки в живом весе. На сегодняшний день создано около 3 600 рабочих мест.
- Как Вы оцениваете инвестиционный климат в Южной Осетии?
- Всё, что связано с Осетией, — для меня очень важно. Регион станет привлекательным для инвесторов, когда в нём будет стабильность. Люди должны поверить политическим руководителям. Для инвесторов необходимо создавать благоприятный климат. Сегодня ряд региональных руководителей готовы поддержать инвестора в таком главном для любого инвестора вопросе, как создание инфраструктуры к промышленным объектам.
Осетия создана для туристического бизнеса, а также для сельскохозяйственной отрасли. Нужна сильная команда специалистов, которые возьмут на себя ответственность за реализацию проектов. За годы работы мы накопили богатый опыт, которым готовы делиться с нашими земляками. А это, поверьте, дорого стоит. Кстати, на наших производствах очень много молодых ребят из Осетии, которые успешно растут внутри компании.
- Вы планируете осуществить инвестиции в Южной Осетии?
- Мы пока не рассматривали таких возможностей. Сегодня наша компания полностью задействована в инвестиционных проектах в Ростовской области. Мы за ответственный подход к ведению бизнеса, поэтому всю нашу работу стараемся делать качественно. К сожалению, сразу и везде строить не получится.
- В последнее время многие экономические эксперты всё больше говорят об очередной волне кризиса. Насколько Ваша компания к нему готова? Не боитесь?
- Что касается кризисов, то я могу вспомнить 2008 год. Все компании сокращали свой штат сотрудников. Мы же в это время, наоборот, увеличивали количество рабочих мест, потому что мы расширяли своё производство.
Что же касается очередных кризисов, то я могу сказать, что наша команда, испытав тяжелейшие трудности и проблемы на ранних этапах развития, теперь готова ко всему.
- Недавно Патриарх Всея Руси вручил Вам одну из высших общецерковных наград — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира третьей степени, которым отмечаются выдающиеся деяния во благо Православия и Государства. Насколько, на Ваш взгляд, возможно совмещение в современном мире принципов веры и успешного предпринимательства?
- Как человек без веры может строить бизнес? Это невозможно. Всё в этой жизни зависит от личности человека и его внутренней культуры. Любой может в церкви стоять и свечку держать, а за пределами храма заниматься совсем другими вещами, которые не соответствуют никаким этическим нормам.
Что касается меня, то я могу сказать, что всё, чего я добился, я сделал своими руками. Помогло мне в этом воспитание, которое я получил в родных краях. Я сын осетинского народа и горжусь этим. Осетия — моя Родина. Я и мои родственники не потеряли с ней связь. У моей семьи по-прежнему есть в Цхинвале дом, на улице Кулаева, в микрорайоне «Шанхай». Каждый год мы ездим домой. Объезжаем святые места — сначала в Южной Осетии, потом в Северной Осетии. Это уже традиция. В одном из таких мест — в районе села Андис Южной Осетии — мы отремонтировали старую церквушку и сейчас поддерживаем, чтобы каждый мог прийти туда и зарядиться необходимыми ему силами.
Гугули Валиев