Прошло 20 лет, как нет с нами выдающегося спортсмена и тренера по тяжёлой атлетике, одного из лидеров освободительного движения против грузинского фашизма, просто человека с большой буквы Гри (Григория) Кочиева. 15 февраля 1992 года по дороге во Владикавказ его машина, в которой находилась еще одна легендарная для Осетии личность — великий певец, композитор и поэт Валерий Сагкаев — попала под лавину. Обоих не удалось спасти.
Спортивные достижения Гри Кочиева впечатляют. Он был победителем и рекордсменом многих всесоюзных и международных соревнований, чемпионом СССР, причём, в те времена выиграть первенство СССР считалось намного сложнее, чем чемпионаты мира и Европы. К сожалению, травмы и не всегда объективные решения тренеров сборной при составлении главной команды страны для участия в различных соревнованиях не позволили Гри стать победителем мировых первенств и Олимпийских игр. Небольшой пример. В октябре 1966 года Гри Кочиев в составе сборной СССР по тяжёлой атлетике отправился в Берлин для участия в первенстве мира. В его весовой категории выступал также любимец главного тренера сборной В. Беляев. Несмотря на то, что все прекрасно знали о превосходстве Гри, у тренерского совета сборной СССР были свои «соображения», и для участия в первенстве мира выдвинули в итоге В. Беляева, который и стал победителем. В 1968 году победа на лично-командном первенстве СССР, казалось, гарантировала Гри Кочиеву путевку на Олимпийские игры в Мехико, но и тут тренеры поступили по-своему, забрав за океан, минуя чемпиона, призёров Б. Селицкого и В. Беляева… После того как Гри оставил большой спорт, он перешёл на тренерскую работу. И в ней достиг больших успехов.
В 1989—1992 годах Гри был в числе тех, кто создал одну из первых военизированных групп для отражения нападения грузинских неофашистов. Группа была, пожалуй, самая боеспособная в республике и, что немаловажно в боевых условиях, дисциплинированная. Бойцы Гри, «Грийы лæппутæ», внесли весомый вклад в отражение грузинской агрессии… Каждый год 15 февраля друзья и боевые товарищи, бойцы его группы собираются в день смерти своего легендарного командира Гри Кочиева, чтобы почтить память отважного сына Осетии. Сегодня мы приводим ряд воспоминаний его соратников.
Эдуард Гузитаев, заместитель командира военизированной группы Гри Кочиева: «Если Гри давал слово, можно было даже не сомневаться, что он сделает намеченное. Но если ты пообещал что-то и не сделал, то лучше было не попадаться ему на глаза. Нет, он не ругался. В таких случаях он говорил короткое: «Фестæм»... Он был очень человечным. Если в группе молодые ребята вели себя плохо, их сразу же исключали, однако через некоторое время Гри сам приводил их обратно, боясь, что они выберут неправильный путь в жизни. Объяснял нам, что так они будут хотя бы под присмотром. У него был большой талант не только в спорте. Он ещё был и воспитателем от Бога. Его слово никогда не резало, но доходило до тайных уголков сердца. Помню, когда мы, заглядывая вперед, обсуждали послевоенное будущее, он нам по-доброму говорил, что не надо надеяться, ждать, что когда-либо нам скажут "спасибо", потому что защищать Родину — это наш долг.
В те годы часто бывали размолвки среди групп, защищавших республику. Но я не помню, чтобы конфликт не был бы урегулирован, если к ним пришёл Гри. Он всегда находил нужные слова. Кстати, мало кто знает, что большая заслуга Гри Кочиева и в создании ОМОН. Помню, он пришёл со встречи с работником милиции к нам в штаб с Вадимом Газзаевым и сказал, что необходимо образовать такое подразделение, и если кто хочет, может туда перейти. Кроме того, мы помогли им и оружием, и боеприпасами. А когда в 1992 году российские миротворцы пришли в Южную Осетию, то всё оружие, которое у нас было, мы загрузили в машины, отвезли в Тихреу, где располагался ОМОН, и передали им.
Вообще, в нашей группе одно время было 117 человек. Там находились хорошо подготовленные бойцы, многие из которых прошли войну в Афганистане. Дисциплина у нас была строгая. Каждый день проводилось построение... С тех пор минуло много лет, но я уверен, что, если бы сегодня Гри был жив, наша внутренняя политика была бы совсем другой. Я в этом уверен на 100%. Он бы смог, несомненно, сблизить всех нас — и общество наше было бы едино».
Руфин Джиоев, друг и воспитанник Гри: «Кочиев Гри в истории спорта Осетии оставил большой след. Он первым из осетин стал двукратным чемпионом СССР. Когда же он оставил большой спорт, то создал в Цхинвале школу тяжёлой атлетики. Он обратился к тогдашнему директору ДЮСШ Лёве Валиеву и тот выделил ему помещение, в котором Гри сразу же установил помост. Я сам ходил к нему на тренировки. Гри с утра до вечера работал с молодёжью и щедро передавал им все свои знания. Он воспитал многих хороших спортсменов. Среди его воспитанников двое — Кочиев Валера и Медоев Алик — мировые рекордсмены среди молодёжи. Про мастеров спорта я уже не говорю... Сначала Гри работал один, но после решил, что должен подготовить ещё одного тренера, и тут проявилась его проницательность. Среди многих кандидатов на эту должность он выбрал Ивана Грикурова, который впоследствии стал тренером мирового уровня... Когда в советской Грузии проходили соревнования по различным видам спорта среди школьников, то лучшие результаты из югоосетинских команд неизменно показывали именно штангисты. Они всегда были первыми на соревнованиях. Ну, а когда Иван Грикуров поднабрался опыта, то воспитанники югоосетинской школы тяжёлой атлетики становились уже победителями всесоюзных соревнований. Известно, что Иван воспитал трёхкратного чемпиона Олимпийских игр, нашего соотечественника, выпускника школы №6 Каху Кахиашвили. И изначально это всё благодаря кропотливой работе Гри».
Бала Бестауты, боец группы Гри Кочиева: «Однажды во время несения службы в селе Балта нам удалось сбить вертолёт. В Цхинвал же откуда-то дошли слухи, что нас уже нет в живых. Гри был в Цхинвале и, прослышав эти разговоры, сразу ринулся в Балта. Мы же с чувством выполненного долга ехали в Цхинвал, когда нам по пути встретился сосредоточенный и серьёзный Гри. Но когда командир увидел нас, то бросился и стал обнимать. У него даже слёзы полились от счастья... При всей своей внешней строгости, он был очень человечен, переживал за каждого из своих ребят, через себя пропускал их личные проблемы…»
Гермаген Тедеев, боец группы Гри Кочиева: «Мы все, ребята его группы, безмерно благодарны ему за тот жизненный опыт, который мы получили благодаря именно Гри. Его уму и таланту, той работе, в том числе и воспитательной, которую он проводил даже во время подготовки к различным военным операциям. Он учитывал малейшие нюансы, и во многом поэтому нашей группе удалось избежать больших боевых потерь. Можно сказать, что помимо жизненных уроков, мы ему обязаны ещё и жизнью».
Батрадз Хуриев
Юго-осетинская газета «Республика»