Депутат Законодательного собрания Забайкальского края, специалист по вопросам национальной безопасности, долгое время работавший в правительстве Южной Осетии, отвечает на вопросы нашего корреспондента.
- Юрий Васильевич, Вы посетили Южную Осетию после нескольких лет отсутствия. Каковы Ваши впечатления?
– Бросается в глаза то, что существенно изменился облик столицы. Многое восстановлено и построено заново. Отрадно видеть воочию, как ожили и стали реальностью те проекты и планы, к созданию которых и я имею определенное отношение. Только тогда это были проекты на бумаге, а теперь они стали реальностью. Впечатляет и грандиозная работа по замене подземных коммуникаций, асфальтированию улиц. Да, есть трудности, многое ещё предстоит сделать, но прогресс – очевидный.
– А нет ли у вас планов снова вернуться в Южную Осетию и поработать здесь?
– Мой жизненный принцип: везде и во всем стараться приносить пользу. Сегодня, я вижу, в правительстве Южной Осетии, где я работал, много квалифицированных специалистов. Но когда начнется восстановление и развитие производственной сферы, бизнеса, я, конечно же, с интересом обдумаю такую возможность. Ваша страна – это уникальный, богатейший край, здесь столько возможностей для успешного развития бизнеса и предпринимательства! Но пока все мои планы связаны с родным Забайкальем. Там тоже накопилось немало проблем, которые надо срочно решать!
– Прежде, чем говорить о Забайкалье, коснёмся одной важной темы. Вы как учёный и политик занимаетесь вопросами безопасности. В связи этим, не могу не отметить, что в Интернете активно фигурирует некий «секретный доклад», где отмечается, что процессы в Северной Африке и на Ближнем Востоке могут неблагоприятно сказаться и на России. Как бы Вы могли прокомментировать такие мнения?
– Я не верю в случайные «утечки» важной информации из недр каких бы то ни было спецслужб. Ни для кого не секрет, что есть в мире силы – и достаточно влиятельные, которые желают ослабления влияния России в мире и прежде всего на постсоветском пространстве, отторжения от неё значительных территорий, в конечном итоге – распада России. Для этого предпринимаются вполне конкретные усилия. Полагаю, что «утечки», о которых вы говорите (а правильнее было бы сказать – преднамеренный вброс информации) призваны прозондировать общественные настроения, уровень готовности населения и власти противостоять различным антироссийским угрозам. Не призываю никого впадать в панику, но надо учитывать эту современную ситуацию. И, должен заметить, роль Южной Осетии в этом противостоянии антироссийским силам на Кавказе и в Закавказье сегодня очень велика. И то, как здесь будет развиваться ситуация, может повлиять на многие процессы в мире. Я совсем не преувеличиваю.
– Отвлечёмся пока от общемировых вопросов. Вы сказали, что сейчас ваша жизнь прежде всего связана с Забайкальем. Какие проблемы этого дальнего российского региона требуют решения в первую очередь, и есть ли у вас соответствующие идеи?
– Всем известны проблемы плохих дорог, демографии и безработицы. Но в чем корни этих проблем? Отчасти – в отсутствии необходимых средств для развития региона. А деньги в богатом полезными ископаемыми Забайкальском крае иногда буквально лежат под ногами – надо только уметь их достать и заставить служить народу.
При этом многие серьёзные месторождения являются собственностью крупных финансово-промышленных групп. По ряду причин они не разрабатываются по полной программе. В то же самое время очень слабо наш малый и средний бизнес привлекается к разработке и эксплуатации хотя бы более мелких месторождений. В этом направлении надо резко менять ситуацию. Здесь – большие перспективы развития.
Актуальны и проблемы лесной отрасли. Из-за искусственных ограничений, не учитывающих местную специфику и условия, с которыми приходится сталкиваться малому и среднему бизнесу, и местный, и федеральный бюджеты недополучают с продаж леса и древесины миллиарды рублей. Особенно тревожно, что катастрофически падает уровень именно легальной добычи деловой древесины, что означает, соответственно, увеличение «чёрных» разработок, на которые чиновники закрывают глаза, зачастую имея в этом деле свою «долю». Лес уходит по дешёвке в тот же Китай. При этом собственные деревообрабатывающие производства практически не развиваются. А ведь вопросы экономической безопасности страны тоже входят в общую систему её обороноспособность. А у нас в Забайкалье буквально уничтожают военные городки, которые были всегда не только форпостами на приграничных территориях, но и «формировали» вокруг себя многие города и посёлки. Без помощи федерального центра и министерства обороны нам эту проблему не решить.
Пока ещё ситуацию можно исправить. Но у нынешней региональной власти было много лет, чтобы наладить конструктивный диалог с центром. Этой возможностью региональная власть не воспользовалась и вряд ли уже воспользуется. Более того, у чиновников нет и заинтересованности в развитии региона, в привлечении инвестиций, в создании новых производств, рабочих мест, улучшении благосостояния населения. А зачем, когда можно продавать сырьё китайцам и жить припеваючи? Судьба же людей им просто безразлична. С таким положением нельзя мириться. Нужны энергичные решительные действия и для усиления бизнес-активности, и для повышения благосостояния народа. Все возможности для этого есть.
– В чем же ключ решения проблемы?
– Нужно устранить главное препятствие для прогрессивного развития, нужно менять власть в регионе. С возвращением прямых выборов губернаторов у народа появилось такое право и возможность. Забайкальский край хоть и большой регион, однако здесь все на виду, все всех знают. Видели годами, кто на что способен. Народ должен сам сделать выводы – мириться со своим бесправным положением или выбрать достойного губернатора, которому можно доверить управление краем. Конечно, прямые выборы – не абсолютная панацея от сегодняшнего застоя. Но всё же новому губернатору, получившему поддержку и народа, и федерального центра, будет гораздо легче изменить ситуацию в крае к лучшему.
– Вы работали в Южной Осетии в самый сложный период послевоенного восстановления и показали себя опытным профессионалом. Этот опыт мог бы вам помочь и в работе в родном Забайкалье. Вы сами, например, готовы стать тем самым новым губернатором края?
– Да, работа в Южной Осетии дала мне неоценимый опыт. Как хозяйственнику и политику. Грех было бы его не использовать теперь уже в Забайкалье. Поэтому участвовать в подготовке выборов нового губернатора края я буду точно. А в каком качестве – решим. В самом ближайшем будущем. Но никаких вариантов я не исключаю. Как это ни банально звучит, но я действительно привык брать ответственность на себя.
Беседовал Инал Плиев