Генеральная прокуратура Южной Осетии на прошлой неделе объявила в международный розыск восемь бывших чиновников республиканского правительства. В интервью ИА «Рес» генеральный прокурор Мераб Чигоев сообщил, что его ведомство было вынужденно прибегнуть к такой мере, поскольку совершившие должностные преступления чиновники покинули пределы Республики.
- В марте нынешнего года после проведения соответствующих следственных мероприятий, учитывая в том числе и то, что многие подозреваемые по уголовным делам, несмотря на наши неоднократные вызовы, в Республику не приезжают, мы в какой-то степени были вынуждены объявить их в международный розыск, заочно предъявить обвинение и избрать меру пресечения «заключение под стражу».
Какие конкретно обвинения предъявлены этим людям?
- Бывшему министру здравоохранения Ларисе Валиевой предъявлено обвинение за растрату государственных денежных средств в размере около трёх миллионов рублей. Экс-министры строительства Анатолий Мащёлкин и Чермен Хугаев обвиняются в злоупотреблении служебными полномочиями. Мащёлкин, не имея на то права, то есть без наличия проектно-сметной документации и госэкспертизы перечислил денежные средства одному из генподрядчиков.
То же самое в отношении Хугаева: без проектно-сметной документации более 30 миллионов рублей было перечислено на строительство плавательного бассейна. Такая же сумма была перечислена на восстановление здания университета, несмотря на то что там не было не только ПСД, но и госэкпертизы на пригодность стен. А сейчас получается, что эти стены рушатся, а на восстановление по документам уже потрачено более 20 миллионов рублей.
Бывшему главе Комитета госснабжения Марату Баскаеву предъявлено обвинение за растрату вверенных ему государственных денежных средств. Но в его отношении это только один эпизод, как и ряда других бывших чиновников — министров строительства Хугаева и Джиоева. Эпизодов значительно больше.
Объявлен в розыск также бывший гендиректор ГУП «Дирекция по реализации приоритетных национальных проектов» Роберт Бибилов, которому предъявлено обвинение в превышении служебных полномочий, халатное отношение к своим обязанностям, причинившим государству ущерб в особо крупных размерах
Гендиректор ООО «Гидросетьстрой» Аллахберди Гидаев путём мошенничества пытался присвоить 15 миллионов рублей. И на эту сумму решением Арбитражного суда ему было передано всё имущество ГУП «Водоканал».
Что касается Бибилова, он способствовал тому, чтобы Гидаев показал в актах выполненных работ, что он вывез с территории города несколько тысяч кубометров строительного мусора, за что ему должны были выплатить 80 миллионов рублей. Арбитражный суд взыскал эту сумму с госбюджета, Гидаев переуступил свой долг другим людям, и они требуют эти деньги им выплатить.
Мы возбудили уголовные дела против Гидаева и Бибилова за мошеннические действия, потому что уже установлено: для того чтобы вывезти такое количество мусора, необходимо порядка 10 тысяч рейсов грузового автотранспорта, в то время как вывозом мусора занимались десятки других организаций. Изначально субподрядчикам за каждый кубометр вывезенного мусора платили 250 рублей, а потом оказалось, что Бибилов изменил схему и довёл стоимость одного кубометра до 900 рублей.
В настоящее время мы проводим следственные действия и против работников «Водоканала» за халатное отношение к служебным обязанностям и за то, что они способствовали совершению хищения — одно дело уже направлено в суд. Как только будет объявлен приговор суда, мы поставим вопрос перед Арбитражным судом о пересмотре дела и возвращении имущества «Водоканалу».
То же самое и в отношении упомянутых 80 миллионов рублей. Уголовные дела Бибилова и Гидаева будут направлены в суд, а после приговора встанет вопрос об отмене решения Арбитражного суда о передаче Гидаеву этой суммы.
Помимо этого обвинение за растрату 10 миллионов рублей предъявлено также субподрядчику, осуществлявшему работы по благоустройству улицы 8 Июня, Максиму Тимченко и руководителю фирмы ООО «Комета» — за присвоение путём мошенничества 24 миллионов рублей.
Могу сказать, что в отношении ещё одного бывшего министра строительства — Рудольфа Джиоева — также предъявлено обвинение за злоупотребление должностными полномочиями. Это дело мы уже направили в суд.
- Может ли суд рассматривать эти уголовные дела в отсутствии подозреваемых?
- На территории Южной Осетии действует процессуальный кодекс России, согласно которому мы можем осудить обвиняемых в их отсутствие.
В отношении других тоже можно провести эту процедуру, но здесь речь идёт о том, чтобы с помощью наших коллег в России вернуть эти средства. Чтобы подозреваемые были найдены на территории России, допрошены, привлечены к ответственности, и чтобы было принято решение о возврате похищенных средств. Мы направляем в Россию уголовные дела, исходя именно из таких соображений.
- Что значит «заочное предъявление обвинения»?
- Мы можем заочно предъявить обвинение, если подозреваемый не является на допрос, при этом собраны достаточные доказательства его вины, позволяющие нам предъявить обвинение в отсутствие подозреваемого, избрать меру пресечения и объявить в розыск. Это основание для того, чтобы соответствующие структуру, в частности МВД, исполнили наше поручение о розыске и задержали подозреваемого, после чего мы уже очно предъявляем обвинение, проводим следственные действия с участием подозреваемого и направляем дело в суд. Не исключено, что со временем, если мы не сможем обеспечить явку подозреваемых, мы будем вынуждены отправить в Генпрокуратуру РФ ещё ряд уголовных дел.
- Чермен Хугаев не раз заявлял, что несколько раз приезжал в Южную Осетию, когда его вызывали для дачи показаний. Отреагировал ли так же кто-либо из других подозреваемых на ваши приглашения в Генпрокуратуру?
- Хугаев был здесь два раза, но как только он почувствовал, что пахнет жареным, больше не приезжает. Приезжал ещё Тимченко, он дал показания против Мащёлкина, заявив, что отдал ему часть денег. Тимченко обещал, что представит отчеты о выполненных работах, после чего уехал и больше не появляется.
- Сколько организаций, ответственных за расходование российской финансовой помощи, ещё предстоит проверить Генеральной прокуратуре и Контрольно-счётной палате?
- Помимо нескольких ведомств до конца не проверены ГУП «Дорэкспострой», Комитет госснабжения, ГУП «Дирекция по реализации приоритетных национальных проектов», где большое количество субподрядчиков, тысячи объектов, на которых необходимо провести контрольные обмеры. Это очень трудоёмкое занятие — на один объект необходимо около пяти дней. Мы будем ставить вопрос о приглашении специалистов извне, чтобы провести эти мероприятия.
В Госкомитете по восстановлению проверка практически не начата, так как там до сих пор не завершены ликвидационные мероприятия. Мы ждём их окончания, после чего у Контрольно-счётной палаты появится возможность провести там соответствующие мероприятия.