Интервью ИА «Рес» с лидером социалистической партии «Фыдыбаста» Вячеславом Гобозовым
- Расскажите об основных тезисах вашей предвыборной программы?
- В основе всех предвыборных тезисов нашей партии лежит идея кардинальных перемен в системе государственной власти Южной Осетии. Мы считаем, что нынешняя система формировалась в весьма специфических условиях военного положения, постоянной военной угрозы, авторитарного правления. Эта система еще до войны 2008 показывала свою неэффективность.
А после войны, когда ситуация кардинально изменилась и Россия признала независимость Южной Осетии, она окончательно показала свою неэффективность. И события ноября 2011 года были достаточно красноречивым показателем. Поэтому она нуждается в реформировании.
Нам необходимо создать законодательные механизмы для более реального осуществления принципа разделения властей. Чтобы одной ветви власти не удавалось доминировать над другой. С этой целью, безусловно, необходимо усиление законодательной ветви власти. То есть, ей должны быть возвращены контрольные функции над действиями исполнительной власти. Мы считаем, что парламент должен работать на профессиональной основе.
Считаем, что механизм формирования правительства также надо изменить. Вплоть до того, что министры до назначения должны получать одобрение со стороны парламентского комитета или парламента в целом.
Я думаю, что со временем мы должны прийти к тому, чтобы правительство формировалось по результатам парламентских выборов. То есть партии, получившие большинство должно имеет право предлагать свои кандидатуры и формировать правительство.
В этой ситуации парламентские выборы могут быть более значимыми в политическом и правовом плане, и выбор избирателя будет более ответственным.
Необходимо законодательное укрепление независимости судебной власти. Сегодня есть очень неплохие тенденции. Мы видим за последний год серьезные положительные изменения в работе судебной власти. Их надо закреплять законодательно.
Надо начать анализировать ситуации и, возможно, прийти к идее выборности судей населением. Такая практика существовала в советское время. Она была во многом формальной, но в нашей ситуации, я думаю, что выборность судей будет укреплять их независимость.
Необходимо формирование Конституционного суда, или передать его функции Верховному суду, хотя бы на время. Потому что права и свободы человека и гражданина гарантированы Конституцией, и не могут страдать, если отсутствует какой-то государственный орган. Человек должен иметь возможность в полной мере защищать свои права и свободы, в том числе и в судебной порядке.
Считаем, что в экономическом плане необходимо сделать серьезный упор на развитие реального сектора экономики. Сегодняшние усилия направлены на восстановление. За редким исключением практически не осуществляются проекты, рассчитанные на отдачу в будущем. Без развития реального сектора экономики, упора на собственные ресурсы, мы не сможем нормально существовать и поставить экономику на ноги. Думаю, что в Инвестпрограмме также надо делать упор на реализацию проектов, которые будут способствовать развитию экономики.
Рано или поздно мы все заасфальтируем, восстановим, построим новые социальные объекты, и тут возникнет вопрос – на что эти объекты содержать.
Безусловно, надо оказывать поддержку малому и среднему предпринимательству. Потому что, хотим мы того или нет, золотого дождя инвестиций в ближайшее время вряд ли ожидается. В любом случае, основой экономики Республики в обозримом будущем будет именно малый и средний бизнес.
Можно интенсифицировать работу по привлечению инвесторов-осетин. Как показывает китайский опыт, в первую очередь, в страну идут национальные инвесторы, а потом уже другие.
Что касается социальных вопросов, делается немало – повышаются зарплаты, пенсии. Дальнейшее развитие этой сферы тоже зависит от того, насколько мы будем развивать свою экономику. Сейчас многие работают на нескольких местах, и эту ситуацию также надо выправлять. Одновременно, у нас серьезный вопрос возникает с системой государственного управления. Есть, конечно, ее определенное разбухание, с другой стороны – есть проблема дисбаланса. То есть одни органы власти имеют неоправданно раздутые штаты и влияние, другие, наоборот, страдают от отсутствия возможностей и штатов. На это также надо обратить внимание. В первую очередь, это будет связано с работой парламента.
Но когда мы говорим о профессиональном парламенте, мы должны понимать, что это – не панацея. Он будет работать эффективно, если в нем будут не только профессионалы, но и люди, умеющие принципиально ставить вопросы и отстаивать свое мнение. Это не менее важно. Профессионалы тоже бывают разные, и никто не гарантирует, что профессионал не может поддакивать власть предержащим. Поэтому там должны быть принципиальные люди.
В сфере внешней политики мы, безусловно, должны укреплять интеграционные процессы с Россией. Для этого создаются неплохие условия. Нам необходимо интегрироваться не только в политическом и экономическом плане, но и общественном, на уровне общественных объединений. Эти связи не должны быть эпизодическими, в том числе и в парламенте, должна идти постоянная работа.
Очень важно продолжать работу по признанию независимости Южной Осетии другими странами. Здесь серьезный упор также надо делать на общественные структуры, на гражданское общество других стран. Мы знаем, что в тех же западных странах гражданское общество имеет достаточно серьезное влияние, и надо активнее объяснять свою позицию, пропагандировать политико-правовые основы нашей независимости, показывать, что мы имеем безупречные правовые основания своей независимости. Это тоже не панацея. И на примере Украины мы видим, что на западе, не хуже чем в бывшем СССР, работают агитпромы, но в любом случае «капля камень точит». Здесь важны и внешнеполитические функции парламента, так как за пределами Республики не всегда доверяют исполнительным органам власти. В этом плане парламентарии имеют больше шансов.
- Каковы будут Ваши первые шаги в случае прохождения вашей партии в парламент шестого созыва?
Для нас самое важное создание парламентской комиссии по расследованию событий в 2008 году, в том числе злоупотреблений с гуманитарной помощью, дать оценку действиям власти. Если эта оценка не будет дана, такого рода вещи будут повторяться и впредь.
Важным моментом для нас являются консультации с исполнительной властью об изменении механизмов формирования исполнительных структур, и усилению функций парламента в этом вопросе. Очень важным мы считаем изменение избирательных механизмов, в частности разработку отдельного избирательного кодекса в качестве конституционного закона вместо имеющегося множества законов. Этот кодекс будет регулировать выборы и референдумы всех уровней. Тогда у нас не будет постоянных противоречий, и мы будем гораздо организованнее проводить все выборы. В нем необходимо заложить другой механизм формирования избирательных комиссий. Они должны формироваться, в первую очередь, теми силами, которые участвуют в избирательном процессе. Роль органов государственной власти здесь должна быть минимальной, иначе мы будем возвращаться к одним и тем же скандалам.
Безусловно, мы будем ставить вопрос о «цензе оседлости». Это, конечно, демократическая норма, она присутствует в большинстве демократических стран. Но она нужна для того, чтобы кандидат, идущий на ту или иную выборную должность, знал проблемы той территории, куда он избирается. К сожалению, применение этой нормы здесь убедило меня в том, что в Южной Осетии еще не созданы условия, при которых этот «ценз оседлости» будет применяться в правовом плане, а не политическом. Эта норма стала механизмом борьбы с политическими оппонентами. Я долго анализировал эту ситуацию, и не вижу четкого механизма, учитывая специфичные условия Южной Осетии, при котором «ценз оседлости» не использовался бы властью против своих оппонентов. В любом случае «ценз оседлости» для депутатов мы считаем незаконным и будем его оспаривать. Он изначально не присутствовал в Конституции, которую мы принимали.
Что касается «ценза оседлости» для президента – мы будем требовать и его отмены.
Самое главное чего мы хотим – мы уже обращались с этим предложением к президенту –созвать Конституционную комиссию и разработать новую Конституцию. В рамках этой работы мы будем анализировать, нужен нам «ценз оседлости» или нет. В Конституции надо очень многое менять, и она должна быть более жестко защищена, чтобы затруднить действующей в тот или иной момент власти менять ее в угоду своим политическим пристрастиям или отдельным личностям.
Необходимо также принять закон о государственной службе, потому что без этого закона функционировать наша государственная система нормально тоже не может.
- Как вы оцениваете ход предвыборной кампании? Насколько корректно она проходит на ваш взгляд? Каких принципов на Ваш взгляд, должны придерживаться участники предвыборной гонки?
Нынешняя предвыборная кампания проходит достаточно корректно, и характеризуется удивительной апатией общества. С одной стороны, это, может быть, не так хорошо, с другой стороны скептицизм в обществе по отношению политических структур, может сыграть положительную роль. Когда голосование будет проходить не сердцем, а холодным скептическим разумом.
Что еще отличает нынешнюю предвыборную кампанию от предыдущих, это то, что исполнительная власть фактически отстранилась от этих процессов. Чем происходило до этого? Делалась ставка на одну партию и весь административный ресурс работал на нее. Сегодня же президент занял очень четкую позицию, не отдавая предпочтение ни одной из партий. В этом плане эти выборы во многом уникальны.
Эта кампания была бы идеальной, если бы Центризбирком не начал свои чудачества с «цензом оседлости». К счастью, благодаря Верховному суду, этот скандал сошел на «нет», он мог иметь неприятные последствия.
Конечно, последнюю неделю будут звучать более жесткие оценки, но внешне эта кампания не выйдет за рамки и не вызовет серьезного противостояния или раскола в обществе.
- Могут ли итоги парламентских выборов отразиться на внешне - политическом курсе и внутренней общественно-политической ситуации?
Итоги парламентских выборов могут косвенно повлиять на имидж Республики. Мы слишком часто в последнее время проводили выборы с громкими скандалами, которые не влияли на создание положительного имиджа. Если эти выборы пройдут так же корректно, и не будет никаких эксцессов, они окажут очень серьезное влияние на наш имидж за рубежом. Это касается восприятия югоосетинской власти и в России, и в других странах. Это покажет, что мы достаточно зрелое и состоявшееся государство, умеющая проводить нормальные выборы и выбирать власть.
Нынешние выборы будут вполне адекватным отражением общественных предпочтений. Конечно, административный ресурс никто не отменял, но создается вполне допустимая ситуация, и она кардинально не повлияет на результаты выборов. Поэтому людям, если они будут недовольны будущим парламентом, некого будет винить.
- Как вы оцениваете работу действующего парламента?
Вообще два последних созыва парламента войдут в историю осетинского парламентаризма как пример того, как нельзя работать. Постоянное перекраивание Конституции, принятие всяких филькиных грамот, подстраивание законов под конкретные личности привели к тому, что благодаря этим двум созывам, роль парламента девальвировалась до невозможности. Слово «депутат» скоро станет ругательным.
На сегодняшний день этот скептицизм и критическое отношение ко всем партиям связан именно с действующим и предыдущим парламентом, которые формировал Эдуард Кокойты.
Нам понадобится много времени и терпения, чтобы вернуть доверие, которые было к парламенту первого созыва.