На минувшей неделе спикер парламента Южной Осетии Анатолий Бибилов провел встречу с офицерским составом Министерства обороны Республики, в ходе которой обсудил с военными ситуацию вокруг дополнительного соглашения к Договору о союзничестве и интеграции с Россией по линии обороны. Об итогах встречи в интервью ИА «Рес» рассказал и.о. министра обороны Южной Осетии Ибрагим Гассеев.
- Ибрагим Алимбегович, в ходе состоявшейся в Министерстве обороны встречи Анатолий Бибилов заявил, что парламент никогда не выступал за сокращение или роспуск югоосетинской армии. Вы могли бы прокомментировать слова спикера?
- Я могу лишь сказать, что в ходе состоявшейся встречи офицерский состав Министерства обороны не получил от Анатолия Бибилова ответов на интересующие вопросы. Мы продолжаем работать над тем, чтобы в полной мере исполнить положения договора, подписанного президентами двух стран 18 марта 2015 года и сохранить в Южной Осетии армию и социальную стабильность. К сожалению, в ходе этой работы мы получили от парламента только критику.
- Но Анатолий Бибилов продолжает настаивать на том, что парламент не привлекался к работе над дополнительным соглашением.
- Комментировать такое утверждение после того, как Министерство обороны подробнейшим образом проинформировало общественность о ходе работы над дополнительным соглашением с номерами и датами писем, которые направлялись в парламент, я считаю излишним. С первого дня работы мы привлекали депутатов к работе над проектом соглашения, но никакого конструктива от коллег из парламента так и не дождались. Если бы в парламенте на самом деле были заинтересованы в разработке проекта соглашения, устраивающего и нас, и Россию, то не позволяли бы себе очернять Министерство обороны со страниц СМИ в ходе работы над важнейшим для будущего Республики документом. Председатель профильного парламентского комитета, вице-спикер Дмитрий Тасоев и вовсе устроил непонятный демарш, покинув рабочую группу по соглашению. Ни я, ни офицерский состав Министерства не считаем такой подход к делу со стороны парламента ответственным и государственным.
К сожалению, какой-либо пользы нахождение председателя парламентского комитета по обороне и безопасности в рабочей группе по соглашению не принесло. Единственное предложение от Тасоева поступило в рабочую группу только 12 января 2016 года и касалось статуса ополченцев. К предмету соглашения оно никак не относится. После этого мы получили от Тасоева письмо, в котором он выразил свое полное согласие с проектом соглашения в нынешней редакции и считает возможным его подписать.
- Какие положения этого варианта соглашения не позволяют Министерству обороны его принять?
- По этому варианту мы на практике получим сокращение всех боеспособных подразделений армии Южной Осетии. При этом нет никаких гарантий того, что сокращенные военнослужащие будут приняты на службу в Вооруженные Силы России. Для нас это может быть неприемлемо.
- Тем не менее, спикер назвал причиной срыва сроков подписания документа, то что Министерство обороны РЮО несвоевременно подготовило свой вариант соглашения.
- Обвинять Министерство обороны РЮО в срыве сроков подписания Соглашения неправильно.
Для тех, кто не знает в чем дело, сообщу, что изначально с Российской стороной была достигнута договоренность, что она представит рабочий проект соглашения к сентябрю 2015 года, после чего стороны приступят к работе. К сожалению, проект был представлен в Министерство обороны РЮО только 23 ноября 2015 года. После его получения Министерство обороны РЮО подготовило и направило свой вариант российской стороне уже 4 декабря, то есть в течение 10 дней. В дальнейшем, когда поступил доработанный российский вариант Соглашения – 18 декабря 2015 г., мы в недельный срок представили к нему свои замечания и предложения. О каком срыве соглашения по вине министерства может идти речь? Ситуация сама по себе странная: наши российские коллеги ни о каком «срыве» не говорят, а у нас внутри парламентом создается ажиотаж.
- Депутат Дмитрий Тасоев ранее озвучил мнение, что подписание дополнительного соглашения затягивается из-за позиции генеральского состава Министерства обороны. Как вы это прокомментируете?
- Руководящий состав Министерства обороны в любом случае не войдет в состав Вооруженных Сил России, и его статус никак не изменится. Это было известно изначально. Кроме того, это четко видно из проекта соглашения.
Для чего тогда распространять такие слухи мне непонятно.
- Какова ситуация с соглашением на сегодняшний день?
-Министерство обороны Южной Осетии направило свой проект в Министерство обороны России 24 декабря 2015 года. Пока мы ответа не получили, наши российские коллеги продолжают работу над проектом документа.
- Будет ли вопрос, по предложению президента, обсуждаться на внеочередной сессии парламента?
- Я считаю это абсолютно необходимым. Иначе мы не сможем прийти к общему мнению. На практике мы можем как лишиться армии, так и оставить людей без работы. Чем они потом будут кормить свои семьи? Дмитрий Тасоев, судя по его заявлениям и полной поддержке нынешнего проекта соглашения, не видит в этом проблемы. Но у Министерства обороны это вызывает вопросы. В ходе состоявшейся встречи мы от Анатолия Бибилова ответов на них не услышали. Анатолий Ильич говорил о социальных гарантиях нашим военнослужащим, учете званий и выслуги лет при поступлении на службу в российскую армию, социальной защите военнослужащих и так далее. Но мы должны исходить не из общих слов, а из конкретных проектов соглашений: юго-осетинского и того, который мы получили от российских коллег в ноябре. В последнем не содержится никаких гарантий поступления юго-осетинских военнослужащих на службу в российскую армию. Соответственно, невозможно предметно говорить и о социальных гарантиях, защите, сохранении воинских званий и прочих вещах.
Сейчас многое зависит от позиции Парламента. 19 января президент обратился в парламент с инициативой рассмотрения проекта соглашения на внеочередной сессии. Прошел уже месяц, но парламентарии по-прежнему уходят от открытого разговора. Вопрос нужно обсудить по существу на парламентской сессии, выслушать мнения специалистов, работающих над соглашением, депутатов, представителей исполнительной власти. Мне непонятно, почему парламент затягивает созыв сессии.
Возможно, есть люди, которые считают, что армия Южной Осетии не нужна. Тогда пусть скажут об этом на сессии открыто и аргументируют свою позицию. Я считаю, что будущее Вооруженных Сил Южной Осетии важнее любых политических амбиций. Нам нужно прийти к одной конкретной позиции, достичь внутреннего согласия по вопросу сохранения югоосетинской армии и формату ее дальнейшего развития.
- Ибрагим Алимбегович, наша беседа происходит накануне Дня защитника Отечества. Позвольте поздравить вас и весь личный состав ВС РЮО с праздником.
Спасибо. Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех защитников Осетии – а это практически все наше мужское население, не только военнослужащие - с праздником и пожелать им крепкого здоровья и благополучия в семьях. Пусть небо над Осетией всегда будет мирным.