Инал Тасоев: проблема в том, захочет ли Грузия следовать рекомендациям или, снова сделает вид, что что-то продвигается

вт, 30/08/2016 - 12:33
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

30 августа - Международный День пропавших без вести. Решение отмечать эту дату, было принято в 2010 году на очередной конференции Организации Объединенных Наций, чтобы привлечь внимание мировой общественности к тяжелому положению тысяч похищенных и тайно арестованных по всему миру, и к страданиям их семей, ожидающих хоть каких-то известий от своих родных.

В Южной Осетии за все время грузинской агрессии и перманентных воин с 1989-2008гг., без вести пропало сотни граждан, 150 из них до сих пор числятся без вести пропавшими. О некоторых успехах в работе по поиску пропавших граждан республики, в интервью ИА «Рес" рассказал Уполномоченный по правам человека при президенте РЮО Инал Тасоев.

- Инал Валериевич, Южная Осетия, как и весть мир, сегодня отмечает День пропавших без вести. Известно, что около 150 граждан республики до сих пор числятся без вести пропавшими, есть ли какие-то успехи в их поиске?

- Это особая дата для нас, для родных и близких людей, которые без вести пропали. Но Я уже не раз отмечал что, в отличие от других регионов, мы знаем, в каком направлении исчезли наши граждане… В Южной Осетии за время грузинской агрессии и перманентных воин с 1989 по 2008 год насильственное исчезновение югоосетинских граждан стало нормой. Несколько сотен наших граждан были похищены за этот период, 150 из них до сих пор числятся без вести пропавшими. Работе по их поиску руководство республики придает очень важное значение, используя все доступные международные площадки.

Надо отметить, что за последнее время в рамках Женевского процесса мы добились того, чтобы расследование по трем нашим пропавшим без вести гражданам Алану Хугаеву, Алану Хачирову и Солтану Плиеву с привлечением международного эксперта было заново запущено. Вы знаете, что в первой половине 2010 года Совет Европы направил экспертную миссию для расследования дел пропавших без вести, которая завершилась подготовкой доклада Томаса Хаммарберга от 29 сентября 2010 года. Эксперты подтвердили, что четверо из пропавших в 2008 году югоосетинских граждан находились в руках силовых структур Грузии. В докладе содержались также предложения и рекомендации грузинской стороне, которые не были выполнены, несмотря на то, что после Доклада с середины 2010 по настоящее время прокуратура Грузии продолжает вести следствие.

В 2015 году ОБСЕ привлекло к расследованию международного эксперта Душана Игнятовича, целью которого являлось содействие принятию надлежащих мер по Докладу Хаммарберга. Работа эксперта длилась несколько месяцев, в ходе которых он ознакомился с материалами дела, встречался с представителями соответствующих сторон, с семьями жертв и свидетелями, оценил ход следствия.

По результатам его расследования был составлен отчет, где можно выделить три основных момента.

В отчете еще раз проанализированы все имеющиеся в деле доказательства и свидетельские показания, на основе которых Эксперт еще раз подтвердил, что трое наших ребят Хугаев, Плиев и Хачиров находились в руках правоохранительных органов Грузии.

Весь период следствия показывает бездействие грузинских правоохранительных органов или совершение действий, которые не приносят каких либо ощутимых результатов. Кроме того, в докладе четко сказано, что на конец 2015 года основные рекомендации Хаммарберга в значительной степени оставались невыполненными.

- Вы считаете, что этот отчет в отличие от предыдущего принесет результат?

С течением времени вероятность получения результата в расследовании дела снижается. Именно поэтому предстоящие месяцы очень важны и необходимо в это время провести «активные» действия иначе время будет упущено.

В своем отчете эксперт отметил, что рекомендации Хаммарбеога остаются чрезвычайно актуальными. И на основе этого, а также собственного видения ситуации, Игнятовичем были составлены рекомендации. Их довольно таки много, но проблема заключается не в этом, а в том, захочет ли грузинская сторона следовать рекомендациям или, как и в случае с отчетом Хаммарберга, сделает вид, что что-то продвигается. И есть ли у Грузии наличие воли, которая может привести к раскрытию дела.

-В этом году стала известна судьба одного из без вести пропавших в августе 2008 года югоосетинских граждан – Маирбега Тедеева, чьи останки были обнаружены и с высокими почестями погребены на Родине. Расскажите, как удалось их обнаружить?

В феврале 2016 года после продолжительной паузы, была возобновлена работа Трехстороннего координационного механизма по поиску лиц пропавших без вести.

Этот механизм по поиску лиц пропавших без вести был создан в октябре 2010 года. В нем под эгидой Международного Красного Креста участвуют Республика Южная Осетия, Россия и Грузия. Деятельность Координационного механизма носит гуманитарный характер и направлена на выяснение участи лиц, пропавших без вести в результате августовской войны 2008 года, а также пропавших без вести лиц в ходе конфликта в 1989-1992 гг.

На последней встрече Механизма представителем российской стороны нам была передана черно-белая фотография тела, попавшего к ним 21 августа 2008 года из зоны боевых действий. Вместе с фотографией был передан также и его ДНК профиль. Впоследствии, в ходе проведения соответствующих процедур, было установлено, что останки принадлежат пропавшему без вести в ходе боевых действий в г. Цхинвал в 2008 году Тедееву Маирбегу Ефимовичу. Тело было захоронено в качестве неопознанного в г. Моздок.

19 апреля останки Тедеева были доставлены на родину и захоронены с воинскими почестями в родном селе Малда. Указом Президента Леонида Тибилова Маирбег Тедеев был награждён высшей наградой Республики Орденом «Уацамонга» посмертно.

Именно благодаря содействию Президента, его вниманию и активному участию в процессах поиска без вести пропавших, в этой работе произошли значительные сдвиги, в том числе и возвращение останков Маирбега.

-Вы рассказали о работе, которая ведется по поиску пропавших без вести в 2008 году. А что на счет других, какая работа идет по поиску наших граждан которые без вести пропали начиная с 1989 года?

Несмотря на то, что прошло много времени с момента исчезновения наших граждан, работа по их поиску никогда не прекращалась.

Сегодня идет активная работа по сбору прижизненных данных (интервьюирование родственников), а также взятие ДНК анализов у родственников без вести пропавших. Эта работа началась в начале августе. Ею совместно занимаются организация «Память и Надежда», которую возглавляет Лидия Кудзиева, и Международный Красный Крест.

К этой работе были привлечены студенты-волонтеры с факультета журналистики Юго-Осетинского Государственного университета им. А. Тибилова, которые прошли соответствующее обучение при взаимодействии МККК. Сбор прижизненных данных и сбор ДНК-профилей по продолжительности времени займет 3 месяца.

Надеюсь предпринимаемые нами действия, приведут нас к той цели к которой мы идем, а именно к выяснению участи всех наших граждан считающихся пропавшими без вести.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest