Образ Уастырджи в новом здании госдрамтеатра вызвал дискуссии

пн, 07/05/2018 - 17:19
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Вопросы росписи зрительного зала Государственного драмтеатра Южной Осетии обсудили за круглым столом, который прошел в Госкомитете информации и печати РЮО.
В дискуссии приняли участие представители общественности, научные деятели республики и непосредственно авторы росписи - североосетинские художники Захар Валиев и Аслан Хетагуров.
Напомним, что на потолке госдрамтеатра, который символизирует небо, изображены небожители из Нартовского эпоса. Из большого числа небожителей было выбрано восемь основных: Уастырджи – покровитель мужчин, воинов и путников; Фæлвæра – патрон скотоводства; Сафа – божество домашнего очага, Æфсати – посылающий диких зверей охотникам; Курдалæгон – хозяин небесной кузни, Донбеттыр – владыка морей и океанов, Уацилла – дающий урожай и защищающий от града, а также Галагон – насылающий ветра и бури.
Наиболее дискуссионным для собравшихся оказался образ Уастырджи, воплощенный художниками из Северной Осетии, который, по мнению значительной части тех, кто уже видел росписи, не соответствует «каноническому» облику небожителя.
По словам художественного руководителя, госдрамтеатра Тамерлана Дзуццова, при министерстве культуры РЮО был создан художественно-экспертный совет, который детально обсуждал эскизы росписей. В свою очередь Захар Валиев и Аслан Хетагуров отметили, что над созданием образов персонажей росписи шла очень серьезная и кропотливая работа.
«Было очень много эскизов, только эскизов Уастырджи было шесть. Такой монументальной работы, которая проведена в госдрамтетаре, нет ни в Северной, ни в Южной Осетии. Мы очень серьезно подошли к работе и добросовестно выполнили ее. Что касается деталей, то хронологически все сделано четко. Был взят определенный сарматский промежуточный период, все детали были учтены и соблюдены, начиная от обуви и заканчивая шнурками», - сказал Валиев.
Он добавил, что в образе Уастырджи, воплощенном на холсте Махарбеком Тугановым, наблюдается эклектичность: шлем турецкий, кинжал XIX века и т.д.
Аслан Хетагуров подчеркнул, что достоверность образа Уастырджи в их росписях основывалась на трудах этнографов и историков.
«Монументальные росписи не появляются просто так, это всегда коллективная работа. Почему Уастырджи изобразили молодым? Согласно легендам, каждый раз он предстает перед людьми в разных образах, то молодым, то ребенком, то старцем и поэтому говорить о том, что он должен быть вот таким, это неправильно», - отметил Хетагуров.
Значительная часть участников обсуждения не согласилась с доводами североосетинских художников, отдавая предпочтение более привычному для основной части населения восприятию образа Уастырджи. В частности, с этой точки зрения выступил главный редактор газеты «Республика» Андрей Кочиев.
Председатель Союза художников Южной Осетии Тамерлан Цховребов в свою очередь заметил, что проекты изначально нужно было отбирать на конкурсной основе, дабы избежать последующих споров. В тоже время он подчеркнул, что к качеству работы североосетинских мастеров кисти претензий нет ни у кого.
По словам директора ЮОНИИ им. З. Ванеева Роберта Гаглойты, вопрос образа Уастырджи в росписях театра возникает не только в Южной Осетии, но и за ее пределами.
«Образ Уастырджи укоренился в сознании местного населения и его представляют именно с бородой. Если росписи оставить в сегодняшнем виде, то в последующем у многих будут возникать вопросы. В том числе и у участников десятого съезда осетинского народа, который будет проходить в Цхинвале в этом году с участием представителей десятков осетинских диаспор», - сказал Галойты.
По итогам обсуждения было принято решение поставить окончательную точку в дискуссиях вокруг росписей на научной конференции, которую планируется провести в ближайшее время.
Отметим, что в работе круглого стола также приняли участие председатель госкомитета информации и печати Мария Котаева, начальник отдела охраны памятников министерства культуры РЮО Нелли Табуева, искусствовед Людмила Бязрова, советник президента, член экспертного совета Константин Кочиев и др.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest