Александр Плиев о работе врачей в 2008 году: это было настоящим медицинским чудом

VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Прошло 10 лет с августовской войны 2008 года. Тогда под покровом ночи, грузинские войска обстреляли системами залпового огня «Град» спящий Цхинвал, попытавшись реализовать план операции «Чистое поле».
Пятидневная война унесла сотни жизней, однако благодаря мужеству югоосетинских ополченцев и российских солдат, Грузии не удалось осуществить задуманное.
Героями тех страшных событий стали не только военнослужащие, но и медики, которые все это время находились в больнице, принимали и лечили поступающих раненых.
Своими воспоминаниями о событиях десятилетней давности с корреспондентом информационного агентства «Рес» поделился главный анестезиолог–реаниматолог Республиканской соматической больницы Александр Плиев.

- Война для медиков, да и для народа Южной Осетии началась не 8 августа, а гораздо раньше. В мае 2004 года была первая агрессия Грузии против Южной Осетии, тогда же для нас началась работа в авральном режиме. Были созданы дополнительные медбригады, которые дежурили каждую ночь. За четыре года для больницы война не прекращалась ни на день – ежедневно сюда поступали раненые (в большинстве случаев мирное население). Самые тяжелые времена настали в августе 2008 года.
1 августа были обстреляны приграничные села и Цхинвал. В тот день погибло шесть человек и двенадцать раненных поступило в больницу.
6 августа был еще один массированный обстрел города, в ту ночь к нам поступило шесть человек с тяжелыми ранениями, которых мы всю ночь оперировали.
7 августа утром мое дежурство закончилось, ближе к обеду я пошел домой отдохнуть после тяжелой ночи. Вечером я вышел из дома и вижу, как мои соседи радуются, накрывают столы - Михаил Саакашвили объявил об окончании войны. Мне стало тревожно, и я решил пройти до больницы. В больнице было спокойно. Ближе к ночи начался массированный обстрел столицы тяжелой техникой, в том числе и системами «Град».
Территория больницы буквально «утюжилась» - обстрел не останавливался ни на минуту. Всю ночь к нам не поступил ни один раненый, потому, как территория больницы подвергалась массированному обстрелу. До больницы невозможно было пробраться.
Хотя мы и готовы были к войне - в операционных у нас были мешки с песком, такого мы не ожидали. Срочно пришлось эвакуироваться в подвал, где никаких условий на тот момент не было.

- Тем не менее, врачи проявили настоящий героизм во время войны. Что для Вас как для врача было самым сложным в те дни?

- На верхних этажах больницы в отделениях кардиологии и неврологии оставалось около 60 больных, в основном пожилого возраста. Самой тяжелой, в физическом плане, работой для нас стал спуск этих людей вместе с койками в подвал. Ночью мы оборудовали подвал самым необходимым и в 5 утра к нам поступили первые раненые, а позже начался массовый приток.

- Хватало ли в таких тяжелых условиях людей и медикаментов?

- К утру 8 августа были сформированы медицинские бригады. В больнице на тот момент был персонал в количестве около 100 человек. Это были врачи, медсестры, санитарки, которые оставили своих детей в подвалах и по-пластунски добирались на работу с различных микрорайонов города. Я безмерно горжусь ими. Это люди великого духа, ответственности, отваги. Кроме этого, в больнице не было банка крови, а в переливании нуждался каждый второй пациент. Были случаи, когда медсестры, видя, что нужна их группа крови, прибегали к прямому переливанию раненым. Медики отдавали кровь до потери сознания.

- Больнице помимо собственного персонала кто-нибудь извне оказывал помощь?

- Выходцы из республики – медики, которые работают в лучших клиниках России, сумели прорваться к нам, в то время как военные не могли проникнуть в город. 9 августа вооруженные они были в горящем Цхинвале и сразу принялись оперировать, лечить, спасать жизни. Среди них были: Вадим Медоев, Константин Чибиров, Томас Джигкаев, Константин Гагиев, Алик Тигиев и другие. Они оказали огромную помощь, наших врачей было мало для охвата такого количества пациентов.

- Сколько раненых поступило в больницу в ходе войны?

- За пять дней войны мы приняли 288 раненных. Это колоссальный труд - минимум 30 операций в день. Раны были крайне тяжелыми. Однако при этом мы не допустили ни одной ампутации. Обычно в ходе военных действий врачи работают в авральном режиме и при тяжелых ранениях часто ампутируют руки или ноги. Все наши пациенты выжили, более того, никто из них не стал инвалидом из-за потери конечностей. Это было настоящим медицинским чудом. Уже 11 и 12 августа к нам начали привозить российских военнослужащих, которые воевали на территории Грузии.

- Какие меры планировали предпринимать медики на случай, если грузинские войска дойдут до больницы?

- В больнице было оружие, сам же я был начальником медслужбы миротворческих сил. У нас была рация, даже в ходе операций мы ее прослушивали. 9 августа прошла информация, что грузинские танки в 300 метрах от больницы и направляются к нам. В короткие сроки были мобилизованы мужская часть врачей и пациенты с легкими ранениями. Мы готовились к обороне больницы – выставили позиции. К счастью, вскоре поступила информация, что танки остановились, и они возвращаются назад. Это было одним из самых запоминающихся моментов. Ведь в больнице, помимо персонала и пациентов, были шесть сотен человек – жителей близлежащих улиц.

- Сравнивая состояние сферы здравоохранения в 2008 году с сегодняшним днем, о каких изменениях Вы можете рассказать?

- Медицинское обслуживание на всех уровнях пока требует корректировок. Конечно, сравнивая те годы с сегодняшним днем – это как небо и земля. В 2008 году медики работали на одном энтузиазме и гуманности. Тогда не было никого оборудования, работали на технике 50-ых годов. Сегодня же построен хирургический корпус, детская больница, скоро введут в эксплуатацию и родильный дом. Технологический скачок произошел на 50 лет вперед, но нужны кадры. К сожалению, молодые врачи, которые обучались по лимитам в России, не возвращаются. Нам нужна новая кровь, молодые, энергичные врачи. Старая плеяда врачей уже отработала свое, главное они сохранили медицину в Южной Осетии, теперь дело за молодежью.

- Что Вы пожелаете согражданам в эти знаковые для республики дни?

- Я горжусь своим героическим народом, с которым мы прошли все тяготы войны. Иногда слышу призывы забыть войну, но думаю, этого не стоит делать. Надо помнить о военных годах и смотреть в светлое будущее, учиться жить в мирное время. Желаю народу работать над развитием экономики и других сфер, также стремительно и отважно, как они защищали свою родину. Мы должны доказать всему миру, что мы умеем не только воевать, но и созидать.

Беседу вела Элина Габараева

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest