Временно исполняющий должность председателя Комитета государственной безопасности Южной Осетии Владимир Хубаев рассказал в эксклюзивном интервью агентству «Рес» о провокациях со стороны Грузии, системной работе по пресечению незаконного оборота оружия и возможных источниках террористических угроз.
– Владимир Владимирович, как бы Вы охарактеризовали общественно-политическую ситуацию в республике? Какова в настоящее время роль КГБ РЮО в обеспечении безопасности государства?
– В настоящее время общественно-политическая ситуация в республике в целом благоприятная, стабильная. Южная Осетия надежно защищена от вооруженных посягательств со стороны Грузии.
Благодаря усилиям руководства РЮО, при финансовой помощи России успешно реализуется Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию республики. Ежегодно строятся и вводятся в эксплуатацию новые школы, больницы, другие объекты социальной инфраструктуры. Начали функционировать ряд предприятий, в т. ч. завод «Растдон», швейная фабрика «БТК», которые не только пополняют бюджет республики, но и существенно снижают уровень безработицы.
Поступательно развивается процесс интеграции с Россией, неуклонно увеличивается количество стран, признавших государственный суверенитет нашей страны.
В то же время сохраняет актуальность ряд вызовов, основным из которых является государственная политика Грузии по восстановлению контроля над территорией Южной Осетии, недопущению укрепления позиций республики на международной арене. При этом если ранее Тбилиси прибегал к т. н. «политике государственного терроризма» и попыткам захватить Южную Осетию путем военной агрессии, то теперь акцент делается на «мягкую силу», т.е. формирование у жителей РЮО стремления к добровольной интеграции с Грузией.
Негативное влияние на оперативную обстановку как в РЮО, так и на всем Кавказе оказывают страны Запада, прилагающие усилия по дестабилизации общественно-политической ситуации в регионе. Проводником их интересов являются иностранные неправительственные и международные организации, финансируемые из Тбилиси, Лондона, Вашингтона, Брюсселя.
Грузинская сторона продолжает политику по размыванию югоосетино-грузинской границы и сохранению напряженности в приграничной зоне. При этом официальный Тбилиси не только уклоняется от двусторонней демаркации госграницы, но и систематически провоцирует пограничные инциденты, необоснованно обвиняет руководство Южной Осетии, якобы, в нарушении «свободы передвижений жителей приграничных населенных пунктов». В указанном процессе задействуются ресурсы грузинских общественных и религиозных организаций.
В период прошедшей в Грузии президентской избирательной кампании грузинская оппозиция из числа сторонников М. Саакашвили в целях обвинения действующего руководства страны в «недостаточной жесткости по отношению к оккупантам» активно пыталась спровоцировать конфликт на югоосетино-грузинской границе.
Так, активисты руководимого Давидом Кацаравой т. н. «антиоккупационного движения "Сила в единстве"» регулярно проводят провокационные протестные акции в грузинской приграничной зоне, оскорбляют патрулирующих границу югоосетинских и российских пограничников, демонстративно пытаются проникнуть вглубь территории РЮО в Знаурском районе.
С целью нанесения ущерба РЮО грузинская сторона продолжает активно использовать киберпространство. Волонтеры возглавляемой Лашей Берулава социальной группы «Дзала ертобашиа – Оккупация» («Сила в Единстве – Оккупация») посредством технических средств наблюдения систематически занимаются фотофиксацией с территории Грузии военнослужащих пограничных служб РЮО и РФ, а также жителей Южной Осетии и участков местности республики. Отснятые фотоматериалы впоследствии с оскорбительными и угрожающими надписями размещаются в грузинском сегменте интернета.
В связи с большим объемом строительно-восстановительных работ, развернувшихся в республике в рамках Инвестпрограммы, существенно увеличился поток въезжающих в РЮО трудовых мигрантов, большая часть которых является жителями республик Средней Азии и Северного Кавказа. Создаются условия для проникновения в РЮО членов радикальных исламистских организаций и действующих за пределами Южной Осетии незаконных вооруженных формирований.
Органы государственной безопасности ведут последовательную работу по нейтрализации данных угроз и вызовов.
Так, в течение последнего года выявлено 11 жителей республики, сотрудничавших с грузинскими спецслужбами. Пресечено два канала незаконной миграции, организаторы которых незаконно ввозили в РЮО жителей республик Средней Азии, Северного Кавказа и Грузии.
Задержано и выдворено за пределы республики 52 нелегальных мигранта.
Комитетом организован процесс проверки всех въезжающих в РЮО иностранцев, а также лиц, намеренных приобрести югоосетинское гражданство.
На протяжении нескольких лет Комитетом ведется системная работа по пресечению незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов. Только в текущем году изъято свыше 35 единиц средств поражения, в т. ч. противотанковые гранатометы, автоматы, боевые винтовки и карабины, а также значительное количество боеприпасов и взрывчатых веществ.
В то же время борьба с незаконным оборотом оружия осложнена тем, что оно в значительных количествах находится на руках у населения, которое не намерено его сдавать, опасаясь повторения агрессии со стороны Грузии. В целях решения указанной проблемы Комитетом разработаны и доложены руководству республики предложения по совершенствованию в РЮО правового механизма оборота гражданского оружия, учитывающего местную специфику.
В рамках борьбы с преступностью и хищениями бюджетных средств Комитетом возбуждено по ч. 3 ст. 159 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере» УК РФ и передано по подследственности в генпрокуратуру РЮО уголовное дело в отношении экс-министра сельского хозяйства и бывшего директора ГУП «Ирагропромсервис».
Уголовное дело по аналогичному обвинению возбуждено в отношении директора ГУП «Югосетнефтепродукт» и экспедитора указанной организации.
В 2018 году ПС КГБ РЮО совместно с ПУ ФСБ России в Южной Осетии задержано 543 нарушителя госграницы, а также 292 лица, находившихся в пограничной зоне без необходимых документов. В ходе применения к нарушителям мер административного воздействия в бюджет республики внесено 1 004 000 рублей.
В соответствии с действующим законодательством, за незаконно нарушение госграницы 10 лицам объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений.
– Такое понятие как «терроризм» сегодня, казалось бы, неприменимо для Южной Осетии. Тем не менее, учитывая ситуацию в мире, как проходит работа по борьбе с ним? Готовы ли спецслужбы защитить нас, предотвратить теракты?
– В настоящее время республика не является объектом устремлений таких международных террористических организаций, как ИГИЛ, «Аль-Каида». Последние теракты, организованные официальным Тбилиси в рамках политики «государственного терроризма» отмечены в РЮО в 2008 году.
В то же время органы госбезопасности республики непрерывно отслеживают возможные источники террористических угроз. Особое внимание уделяется въезжающим в РЮО трудовым мигрантам. Так, за последние два года КГБ РЮО выявлен один гражданин Российской Федерации и пятеро граждан Республики Таджикистан, причастных к террористической организации «Исламское Государство». Среди них как лица, разделяющие идеологию религиозного экстремизма, так и непосредственные участники незаконных вооруженных формирований в Сирии. Все они выдворены с территории Южной Осетии и переданы российским партнерам для дальнейших проверочных мероприятий.
Следует отметить, что территория Грузии, в том числе ее участки, расположенные в непосредственной близости к РЮО, нами рассматриваются в качестве потенциальных маршрутов транзита боевиков международных террористических организаций.
Комитетом налажена система мер по недопущению проникновения террористов в Южную Осетию.
– Грузия при финансовой поддержке западных партнеров продолжает использовать сегодня ряд программ, направленных на вовлечение в них населения Южной Осетии. Не могли бы вы рассказать о них подробнее?
– В дополнение к реализовывавшейся с 2011 года т. н. «Стратегии в отношении оккупированных территорий», которая направлена на формирование у большинства жителей РЮО стремления к интеграции с Грузией, в начале 2018 года официальным Тбилиси разработана концепция «Шаг к лучшему будущему. Мирная инициатива. Поощрение торговли через разделительные линии». В её рамках планируется вовлечь население республики в грузинское экономическое, культурное и социальное пространство, наладить систему удовлетворения в Грузии бытовых потребностей жителей РЮО, в т. ч. предоставление банковских кредитов, бесплатного дошкольного, среднего и высшего образования.
По нашему мнению, в условиях непризнания Грузией суверенитета РЮО и отказа официального Тбилиси заключать Меморандум о неприменении силы в отношении Южной Осетии и Абхазии, реализация указанной концепции направлена на восстановление грузинской стороной контроля над территорией Южной Осетии в виде стратегии «мягкой силы».
И здесь следует отметить, что значительная часть шагов, реализуемых в рамках политики «мягкой силы» – в частности таких, как расширение двусторонних контактов жителей РЮО и Грузии, стимулирование сотрудничества в бизнес-сфере, – формально не является противоправной, что осложняет их нейтрализацию силами правоохранительных органов без участия патриотически настроенной части гражданского общества.
Полагаем, что в сложившихся условиях роль органов безопасности РЮО в нейтрализации политики «мягкой силы» состоит в разоблачении подрывной деятельности грузинских спецслужб, являющихся основным координатором данной стратегии.