Миф и реальность грузинской толерантности

вс, 24/02/2019 - 07:37
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Где жизнь, а где кино – именно так можно охарактеризовать царящие в грузинском обществе настроения в отношении национальных меньшинств

В ходе недавнего визита в Германию президент Грузии Зурабишвили встретилась с генеральным секретарем ЮНЕСКО и выступила с сенсационным заявлением, суть которого повергает в шок. Зурабишвили предложила внести грузинскую толерантность в список нематериальных памятников культурного наследия ЮНЕСКО.

Нездоровое стремление Грузии лидировать в региональной политике, культуре, искусстве и других сферах жизнедеятельности, похоже, зашло слишком далеко. Можно с пониманием отнестись к попыткам лидерства Грузии в кулинарии, пении, футболе и даже доминировании в области нетрадиционных сексуальных отношений и западных ценностей либо в правовом смысле закреплять за государством другие открытия. К примеру, можно оспаривать у других государств исконность традиций, например, виноделия, изделий народного промысла, кулинарии, народного творчества.

Хотя здесь имеются свои отрицательные стороны. Пока окружающие Грузию страны — Россия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Турция и Южная Осетия из скромности и в ущерб себе молчат, Грузия открыто присваивает материальное культурное наследие, памятники истории, принадлежащие ее соседям. Более того, Грузия претендует на осетинские, российские, абхазские, турецкие, армянские и азербайджанские территории. И здесь за декларированием Турцией, Арменией и Азербайджаном с одной стороны, стратегических и союзнических отношений с Грузией, в реальности скрывается ожидание подходящего политического момента для возвращения исконных территорий, подаренных Грузии советской властью за счет ВСЕХ окружающих государств.
Что же касается т.н. грузинской толерантности, то попытки присвоить общечеловеческие ценности исключительно одному народу (что вновь подтверждает аксиому, царящую в сознании грузин о собственной исключительности) следует рассматривать не то, что вне рамок правового поля, но и вне здравого смысла. Это посягательство на здравый смысл, Reductio ad absurdum — древнее латинское выражение, означающее «доведение до нелепости как способ доказательства».

То есть, юридическое закрепление (если можно так сказать) толерантности (как явления) в список нематериальных памятников культурного наследия и тем более считать ее достоянием только одного народа говорит о хроническом и непрекращающемся чувстве национального превосходства.

Казус в том, что в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО значатся лишь конкретные обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, передаваемые общинами поколениями.

В настоящее время в список памятников нематериального культурного наследия ЮНЕСКО внесены грузинское многоголосие, древнейший традиционный метод изготовления грузинского вина, живая культура трех видов грузинского алфавита и грузинская борьба. То есть результаты конкретных творческих, бытовых или физических усилий на протяжении веков и доведенных до шедеврального уровня. Но каким прибором из арсенала инженера по стандартизации и метрологии можно измерить мысли субъекта в мозгу и их соответствие определенным стандартам? То есть, знак качества можно дать бензину, туалетной бумаге, товару или продукту, результату творческой и иной деятельности, но никак не личной завышенной оценке человеком собственных качеств, оценку которым дает история, а пожинает плоды этой спеси и высокого самомнения — человечество.

В списке шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО при всех стараниях невозможно обнаружить похожего «памятника» культурного наследия, на который претендует Грузия. Для внесения в список надо ЧТО-ТО сделать, а не продвигать завышенную самооценку (за которой скрывается национализм и фашизм), которую нельзя измерить. Нельзя присвоить человеку высокие звания и регалии на основании лишь его желаний и пустых утверждений о его превосходстве. Равно как нельзя применить к человеку репрессивные меры за то, что он подумал о плохом, не артикулируя угрозы официально.

Интересна была в этой связи реакция отдельных представителей грузинского общества. Эксперт по вопросам туризма Нико Кварацхелия в интервью Спутник-Грузия похвастался: «Толерантность — качество грузин, которое проявляется на протяжении всей истории Грузии. Это и проживание евреев, и многонациональный Тбилиси. Таких примеров много, а примеров, когда по национальным признакам происходила дискриминация, мало…».

Выше мы говорили, что нет прибора, которым можно определить качество, которым наделяет Грузию Зурабишвили. Никаким эхолотом не измерить и глубину грехопадения президента Грузии, который продолжает линию своих предшественников, направленную на редуцирование преступлений против человечности, совершенных против осетинского и абхазского народов.
Но сухая статистика расставляет все по своим местам. По данным переписи населения СССР в 1989 году, в Грузинской ССР жило свыше 370 тыс азербайджанцев, а сейчас около 210 тыс. Армян в 1989 году было 437 тысяч, сейчас осталось не более 160 тысяч. Из 340 тысяч русских осталось 25 тысяч. Осетин осталось по данным последней переписи не более 12 тысяч. Из 52 тысяч «единоверных» украинцев осталось около 6 тысяч. Из 100 тысяч греков осталось не более трех тысяч. Из 33 тысяч курдов осталось около 1.500. И такая динамика наблюдается по всем народам. Из 25 тысяч евреев осталось 1.000. Здесь стоит отметить, что в 1991-1992 годах грузинская армия артобстрелами частично разрушила еврейский квартал в Цхинвале. А в 2008 г. грузинские артиллеристы практически довели эту работу до конца и полностью стерли еврейский квартал Цхинвала с лица земли вооружением, которым Израиль оснастил грузинскую армию. Израиль в целом оказал ведущую помощь в вооружении и подготовке грузинских вооруженных сил перед агрессией 2008 года.

В конце 1980-х гг. национальные меньшинства составляли в Грузинской ССР 29,9% от общего населения республики, а сейчас не более 15%.

Практически с 1990-х годов международные правозащитные и даже общественные организации в самой Грузии не перестают выражать обеспокоенность в связи с изоляцией и дискриминацией национальных меньшинств, ксенофобией к другим народам.

Такие авторитетные организации как Европарламент и Евросоюз неоднократно выражали озабоченность положением национальных меньшинств в Грузии. На уровне резолюций выносились заключения, что защита национальных меньшинств в Грузии остается слабой и с самого начала 1990-х годов национальные меньшинства стали подвергаться преследованиям, дискриминации, вытеснению за пределы страны.

К примеру, консультативный комитет Совета Европы по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств принял заявление, в котором говорится: «участие представителей нацменьшинств в политической, культурной, социальной и экономической жизни Грузии остается ограниченным». Отмечалось, в Грузии не реализуется право нацменьшинств на использование собственного языка, не выделяется достаточно средств школам, где проходит обучение на негосударственном языке.

Комитет заявил, что Грузии необходимо принять меры для обеспечения равного доступа к высшему образованию и устранить любые препятствия для представителей нацменьшинств участвовать в общественной жизни страны.

И последнее. Понятие толерантность в социологии означает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Весь период «демократической» Грузии с 1990-х годов национальные меньшинства ощутили на себе грузинскую «толерантность». Агрессии против Абхазии и Южной Осетии, дискриминация армян, азербайджанцев, греков, евреев, русских, украинцев свидетельствуют об обратном. И здесь впору говорить «толерантности» в медицинском значении, подразумевающем «снижение реакции на повторное введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма, ввиду чего требуется большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта».

То есть, в Грузии уверовали в собственную непогрешимость и национальное превосходство. Политика демонстративной дискриминации национальных меньшинств, включающая в себя лингвицид, нарушение основных прав и свобод человека, и даже геноцид — не считается преступлением! Политика подавления национальных меньшинств осуществляется на государственном уровне и длится столетиями. Грузинское общество привыкло к ксенофобии, которая стала обычным явлением и нормой. И продолжение властями Грузии политики неприязни к национальным меньшинствам, которые веками трудились бок о бок вместе с простым грузинским народом, чревато консолидированным воздействием окружающими Грузию государствами по лечению угрожающей им «толерантности», в медицинском значении.

Александр Келехсаев, "Южная Осетия"

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest