Нагорный Карабах — Республика Арцах глазами жителя Южной Осетии

вт, 08/10/2019 - 16:59
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В середине сентября по поручению директора ЮОНИИ им. З.Н. Ванеева Роберта Хазбиевича Гаглойти я поехал на конференцию в Республику Арцах. Во время поездки подписано два соглашения о сотрудничестве ЮОНИИ и вузами Арцаха. По итогам поездки хочу поделиться впечатлениями о замечательной республике, строящей, как и Южная Осетия, государственность после ожесточенной борьбы за независимость.

Первое, на что обращаешь внимание, когда едешь из Еревана в Республику Арцах, – дорога, извилистой лентой с ровным асфальтным покрытием уводящая тебя вглубь живописной природы Армении. И как одно из чудес, которыми богата армянская земля, слева вдруг возникает знаменитое озеро Севан. Вы едете около часа, а Севан все еще слева от вас. Второе – либеральность и открытость границы между Арменией и Арцахом.

Это просто пункт, где отмечают пересечение только иностранных граждан, выдавая им листок въезда, в котором указано, на сколько дней и к кому иностранный гражданин въезжает в Арцах.

Лица, имеющие армянское или арцахское гражданство, проезжают без регистрации, просто показывая паспорта. Третий, не менее удивительный момент – это отсутствие таможни между Арменией и Арцахом. Благодаря этому граждане Арцаха могут перевозить товары и грузы без пошлин и проверок, тем самым обеспечивая поступательный рост экономики. Четвертое – доброжелательность местного населения.

Мы приехали под вечер и, поскольку в Арцахе в ходу армянские драмы, решили поменять рубли на местную валюту. Все, кого мы ни спрашивали, с братским отношением подсказывали и предлагали провести к месту, где можно в это время поменять валюту. Один пожилой мужчина прошел с нами в поисках обменного пункта около двух километров, пока не нашли заветный обменник. Пятое, что порадовало в Арцахе, все достаточно прилично говорят на русском языке.

Даже по сравнению с Арменией, где у нас пару раз возникли проблемы с общением из-за незнания местными русского языка. Шестое, что поразительно, в Степанакерте не осталось ни одного следа войны, быстрыми темпами ведется строительство.

После моего последнего визита, год назад, ввели в эксплуатацию много новых зданий жилых домов и т. д., учитывая тот факт, что в 2016 г. в результате агрессии Азербайджана Степанакерт сильно пострадал. Т.е. за три года руководству Арцаха удалось восстановить республику из руин. На вопрос, есть ли в Арцахе коррупция, местные жители отвечали приблизительно так: "У нас нет коррупции, именно поэтому все быстро восстановили и идем вперед. Воровство у государства у нас на идеологическом уровне приравнивается к пособничеству врагу. А это в Арцахе терпеть никто не будет!".

Седьмое, на что обращу внимание, – уровень проведения конференции, которая проходила четвертый раз, и на которую съехалось более 120 участников из многих уголков мира. Тема конференции – "Прошлое, настоящее и будущее армянской государственности" – приурочена к столетию Ереванского государственного университета. Как пояснили организаторы, это их небольшой научный вклад в армянскую науку в целом.

Восьмым положительным впечатлением была встреча с президентом Арцаха Бако Саакяном. Это образованный, знающий всё про все сферы жизнедеятельности республики, понимающий и всячески способствующий развитию науки и образования как основы формирования будущей интеллигенции Арцаха. Девятое – трепетное отношение местных жителей к своей земле, истории и конечно, к героям, отстоявшим независимость небольшого, но гордого государства. Рядом со зданием парламента расположен Дом ветеранов Арцаха. Все ветераны пользуются безмерным уважением в обществе, они являются символом чести и мужества.

В республике понимают, благодаря этим воинам они живут в мире, и даже само существование Арцаха это их заслуга. Здесь также не забывают о павших героях, сложивших головы во имя родины. Только в Степанакерте, столице Арцаха, есть два музея, посвященных мужеству павших героев. В одном из них собрано более трех с половиной тысяч фотографий воинов, отдавших жизни в сражениях за независимость Арцаха в 1990-е годы. Во втором – тоже фотографии, документы, личные вещи воинов, сражавшихся за независимость Арцаха в разные периоды новейшей истории республики. Это очень важная часть истории, и арцахцы о ней ни на минуту не забывают. Ведь если забудут героев, павших за родину в годы войны, то новые поколения не смогут ценить мир, доставшийся ценой огромной жертвы, и тогда все жизни, отданные за государственность, будут напрасны.

Десятый пункт, который хочется отметить, – это уровень высшего образования в Арцахе. В завершающий день конференции с нами встретился Государственный министр Арцаха Григорий Мартиросян, которому всего 41 год. Все были поражены его эрудицией, знанием всевозможных отраслей республики, пониманием внутренней и внешней политической составляющей Арцаха.

Как предположил мой коллега: "Он, скорее всего, получил образование в Москве или где-то за границей". Но организатор конференции ответил, что он получил высшее образование в Арцахском государственном университете, а научную степень получил в Ереванском госуниверситете.

Одиннадцатым пунктом отмечу, что экономическая составляющая Арцаха практически полностью автономна. В республике полностью обрабатываются все поля, ведется разработка полезных ископаемых, развивается туризм и др. На вопрос Госминистру, как за такой короткий период удалось сделать прорыв в экономике, он ответил: "На начальном этапе государство полностью переключило на себя практически все экономические рычаги, и все инвесторы, заходившие в республику, были только с государственным участием, по-другому было нельзя, а после того, как мы решили основные социальные вопросы, мы начали запускать инвестиции без государственного участия, дающие рабочие места, развивающие социальную сферу и т.д.".

Другими словами, они развивали республику! В Арцахе власти разработали стратегии дальней и ближней перспективы во всех направлениях жизнедеятельности, и за 10 лет им удалось стать полноценным государством.

Двенадцатый пункт – военная составляющая республики и организация границы. После 90-х годов многие расслабились и перестали придавать значение военной составляющей, но война 2016 года показала, что актуальность возобновления кровопролития не исчезла. В Арцахе обязательная военная служба для всех лиц мужского пола, достигших 18 лет. Когда молодому человеку исполняется 18 лет, его в обязательном порядке призывают на службу, независимо учится ли в вузе или бьет баклуши на улице. Служба длится два года, из которых первые полгода для всех в обязательном порядке учебка. За эти полгода из мальчика делают хорошо подготовленного солдата. Арцахцы с охотой приглашают специалистов для подготовки армии.

Учебка жизненно необходима, потому что служат солдаты в основном на границе, где часто бывают боестолкновения и гибнут люди, даже сейчас. Граница Арцаха с Азербайджаном напоминает Сталинград, т. е. мёртвая зона, усеянная минами по всей границе и окопами с двух сторон, на высотах скрытые огневые точки и др., что предусматривается военной доктриной между воюющими сторонами. Несмотря на опасность, в среде молодежи нет уклонистов, наоборот, служить в Арцах приезжают ребята из Армении. Даже сын нынешнего президента Армении Никола Пашиняна служит на передовой в Арцахе.

Служение родине не просто идеологически сидит в головах молодежи, но и после службы молодым людям предоставляются широкие возможности для поступления в вузы Арцаха, и в приоритетном порядке отслужившие принимаются на работу в госорганы. Служба в армии для арцахца – некое подобие инициации, после которой мальчик становится мужчиной. И в конце хочу сказать: в Арцахе практически нет преступности – и это тоже элемент идеологии. Люди понимают и знают цену миру, который получили ценой тысячи жертв и не опускаются до уровня жуликов и воров.

Авторство:
Кандидат политических наук, директор Центра социально-политических исследований ЮОГУ Сослан Плиев
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest