Приграничные села Цхинвальского района Южной Осетии: хроника нашего времени

чт, 14/11/2019 - 09:30
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

150 дворов, в основном, пожилые жители — таков сегодняшний день села Хелчуа, где начался пресс-тур для журналистов Южной Осетии по Цхинвальскому району. Некогда густонаселенное село, с богатыми традициями садоводства и животноводства. Как живет сегодня Хелчуа?

В селах Южной Осетии две проблемы - вода и дороги

Бездорожье — одна из главных проблем сельских районов Южной Осетии, если и решена частично, то за счет основных связующих магистралей. Свернув с трассы в село, сразу же поднимается столб пыли.

Для журналистов в машинах-временный и небольшой дискомфорт, а для сельчан, которые передвигаются пешком - жизненные реалии.

Вахтанг Мамитов работает в должности главы Цхинвальского района полгода, но за этот период сумел наладить контакт с жителями, встречали его радушно. Он знаком с проблемами населенного пункта, и сам называет одной из главных из них- вопрос благоустройства центральной дороги сел Ортеу – Хелчуа, а также восстановление разрушенного во время войны жилья.

По его словам, центральная дорога Хелчуа-Арцев будет заасфальтировна в рамках Инвестпрограммы уже в 2021 году, что касается поселковых дорог, районные власти своими силами следят за их состоянием, работы по благоустройству дорог в приоритете и продолжатся в следующем году.

«Во многих селах дорожно-ремонтные работы проходят и сейчас, когда закончат там, приступят к обустройству дороги Ортеу-Хелчуа. Я предлагал временное решение проблемы: провести засыпку, чтобы покрыть ямы, но жители отказываются, говорят, пыли прибавится. Поэтому мы терпеливо ждем своей очереди», - сказал Мамитов.

По поводу разрушенных во время войны домов, глава района пообещал, что и эта проблема также будет решаться.

«В селе уже проводится замена кровель, пострадавших во время войны. Со временем приступят и к восстановлению жилья. Здесь много разрушений было, но проблема состоит и в том, что есть и ветхие дома и их владельцы тоже просят им построить новое жилье, а это уже не в компетенции правительства», - подчеркивает Мамитов.

Основная часть населения не только села Хелчуа, но и всего района- пожилые люди. Есть среди них и те, которые живут одни и им необходима социальная поддержка, как и малоимущим семьям.

Мамитов заверил, что правительство республики и администрация района небезучастны к судьбе этих жителей.

«Ближе к Новому году всем малоимущим семьям и пожилым нуждающимся людям оказывается помощь- это и продукты питания и дрова для обогрева. Сейчас в районе четыре человека приклонного возраста и без присмотра и без внимания мы их не оставляем. Они получают разную помощь, в том числе и медикаментозную», - сказал он.

Глава района обратил внимание еще на одну проблему – нехватку воды, но, по его словам, они уже знают, как решить вопрос и в скором времени в селение вода будет подаваться бесперебойно.

«Вода и сейчас идет непрерывно, но летом обычно жители делают водоотводы в огороды и тогда заметно ощущается нехватка», - говорит Мамитов.

Он отмечает, что в последние пять лет сюда вернулись пятнадцать семей, что, несомненно, радует.

И один в классе- воин, если это сельская школа

В Хелчуа есть своя школа, правда там всего четыре ученика, но, тем не менее, образовательное учреждение продолжает функционировать и обучать оставшихся в селе детей. В школе - 1, 4, 10 и 11 классы, в остальных ученики отсутствуют.

Директор школы Венера Кулумбегова сетует, что с каждым годом число учеников сокращается.

«Несколькими годами раньше количество учащихся доходило до 15, сегодня их только четыре. В селе осталось мало детей, и, потом, есть такие, которые отвозят своих чад учиться в город. Многие семьи переехали жить в другие города», - говорит она.

В одноэтажном уютном здании школы есть все условия для учебы. Здание, как и во многих селах, отапливается дровяными печами и обогревателями. Это относительно новая школа, построена в 1999 году за счет средств иностранных общественных деятелей. Ученикам и учителям приходилось долго скитаться по разным зданиям, пока им не построили собственное. Двухэтажная школа, в которой раньше учились дети этого села, была разрушена в ходе землетрясения в 1991 году и восстановлению не подлежала. Тогда численность учащихся только этого учебного заведения доходила до 200 человек, а всего по Цхинвальскому району в 1997 году их было 530. Сейчас это количество уменьшилось в разы.

«Мы всегда держались за эту школу, боролись, бывали попытки ее закрыть, но отстояли », - рассказывает директор.

Директором школы Кулумбегова проработала 22 года, до этого два года была завучем школы.

«Я долгие годы отдала работе с детьми в этой школе, и буду бороться за ее будущее до конца. Но если детей в селе больше не будет, я останусь в безвыходном положении, нашу любимую школу закроют», - сетует Кулумбегова.

В школе семь учителей, дети получают знания по всем предметам. В классе все внимание педагога приковано к одному единственному ученику.

Четвероклассник Олег Бестаев , как раз, один в классе. Ему скучно, это видно сразу. И это вовсе не из-за того, что он не хочет учиться, признался мальчик корреспонденту «Рес», наоборот, он любит учебу, не радует мальчика, что в школе нет его сверстников.

«Я постоянно в классе один и мне бывает скучно. Хотелось бы, чтобы здесь училось больше детей и у меня появились друзья», - говорит маленький Олег. Олег ходит в школу вместе с сестрой, она же и единственный друг, потому что среди его соседей тоже нет сверстников.

Дети, помимо школы, получают дополнительное образование в клубе, где есть необходимые для творческого развития кружки: кружок хорового пения, хореографии, драмкружок и т.д.

Директор клуба Джульета Лолоева отметила, что дети с большим энтузиазмом посещают кружки, а в награду получают различные призовые места, участвуя в разных республиканских конкурсах.

В клубе также есть библиотека с необходимой литературой. Библиотекарь Татьяна Кисиева рассказывает, что раньше читающих было больше, теперь в библиотеку заходят редко.

«Нам присылают каждую новую книгу, которая выходит в республике. Есть также местная периодика. Фонд библиотеки составляет 1777 книг и для сельчан этого достаточно. Всего у нас 40 абонентов. Люди стали равнодушны к книгам. Число читающих увеличивается летом, когда в село приезжают на каникулы», - сказала Кисиева.

Дикие звери- основные фигуранты криминальной хроники района

Начальник ОВД Цхинвальского района Родион Габараев рассказывает, что в селе редко случаются правонарушения, преступления.

«По всему Цхинвальскому району за 10 месяцев у нас было зарегистрировано 16 преступлений, из них 14 раскрыто. В аналогичном периоде прошлого года у нас было зарегистрировано 15 преступлений», - сообщил он.

По словам Габараева, сотрудники ОВД чаще всего бывают задействованы в пропаже домашнего скота, это, отмечает он, проблема, с которой им приходится сталкиваться чаще всего.

«Люди к нам обращаются, и мы, конечно, ищем их домашнюю скотину. Многих съедают дикие животные. Недавно в селе Гром медведь забил пять коров. Чаще всего скот переходит на территорию Грузии через приграничные зоны, которые не огорожены и оттуда их уже редко возвращаются», - сказал начальник ОВД.

Скучать в селе некогда

По каменистой дороге села ровной, медлительной походкой прогуливался житель Хелчуа Жора Кисиев. Кисиев чуть смутился, когда увидел большое скопление журналистов, но охотно рассказал о своей жизни.

Он сообщил, что возвращается домой после земельных работ.

«Осень на удивление очень теплая, поэтому мы работаем в поле, чтобы в следующем году нам легче было заниматься пахотой», - говорит Жора.

По его словам, жизнь в селе не скучная вовсе, если не лениться, то работы всегда много и можно обеспечить семью.

Кисиев -дедушка девятерых внуков, с гордостью сообщил, что скоро станет прадедушкой. У него два сына и две дочери. Дети живут в Цхинвале, Владикавказе и Краснодаре.

Он всю жизнь провел в Хелчуа, и по его словам, любит сельскую жизнь.

«У нас есть все условия для жизни. Больших проблем в селе нет, единственное, что мешает - это необустроенная дорога, конечно хочется, чтобы был асфальт. Летом появляется небольшая нехватка воды, но сейчас все хорошо. Я доволен всем, днем работаю, ухаживаю за скотиной, тружусь на поле, а вечером выхожу к друзьям играть в карты и обсудить последние новости», - улыбаясь, рассказывает он.

Кисиев радуется новым соседям, вернувшимся жить в село. Показывая в сторону, где недавно обосновались его новые соседи, он говорит, что безмерно этому рад, и надеется, что его село будет возрождаться и станет, как и раньше, одним из самых густонаселённых мест республики.

Местные предприниматели

Хазби Валиев и Геннадий Кисиев имеют сливовый и персиковый сады в Хелчуа. Занимаются садоводством около 15 лет. Урожай у них бывает отменный, но чтобы получить его - им приходится много трудиться, так как на участок не поступает вода.

Разными способами они пытались провести в сад воду, но их старания чаще были безрезультативными.

«Недавно мы решили своими силами провести в фруктовый сад электричество, чтобы мотором качать воду. Установили столбы, но к нам подошли сотрудники электросети и сказали, что это незаконно. Мы должны были обратиться к ним, а они, в свою очередь, обеспечили бы нас электроэнергией. С нас попросили 60 тысяч рублей, это большие для нас деньги», - рассказал Кисиев.

По словам Кисиева, в этом году ущерб из-за отсутствия воды большой, кроме того, их урожай пострадал из-за града.

«Половину урожая мы потеряли. Во многих странах государство компенсирует ущерб, если из-за стихийных бедствий люди теряют свой урожай, у нас такое практикуется редко. Приходится работать с риском, надеясь на себя», - говорит садовод.

По мнению Кисиева, такой труд, как у них, должен поддерживается государством, чтобы люди стремились развивать свое дело.

«Многие хотели бы открыть свое дело, но без поддержки со стороны государства они не рискуют начинать», - отмечает он.

Садоводы реализуют свою продукцию на местном рынке, по их словам, они пробовали вывезти фрукты за пределы республики, но их не пропустили.

«Это еще одна проблема для имеющих свои хозяйства. Практически невозможно провести фрукты за пределы республики. Мы пытались несколько раз, но с таможенного пункта нас возвращали обратно. Сбор документов на вывоз занимает много времени, а персики и сливы - продукт скоропортящийся и мы его просто потеряем», - сетует Кисиев.

Из-за подобных проблем садоводы ежегодно теряют половину своей продукции. На местном рынке они полностью не могут ее реализовать. Кисиев говорит, что если бы был завод, они бы сдавали туда выращенные фрукты для сока.

По его мнению, упрощённый метод вывоза югоосетинской продукции на внешний рынок станет стимулом для развития сельского хозяйства, и тогда, отмечает он, количество садоводов и фермеров увеличится в разы.

Глава района Вахтанг Мамитов сказал, что знает об их проблемах, и поднял их на уровне руководства республики.

«Их сад находится чуть выше села. Там нет уже домов, и, соответственно, нет электричества, поэтому они сами должны за свои средства провести его. Я вновь подниму этот вопрос», - сказал Мамитов.

Жизнь на самой границе

О жителях селении Хелчуа можно было бы сказать, что население там живет тихой размеренной жизнью, но это относится только к тем жителям, дома которых не граничат с грузинской территорией. Жизнь рядом с границей менее беззаботна.

У границы в селе Зардианткар югоосетинские журналисты застали наблюдателей Евросоюза. Увидев представителей СМИ, они поспешно отошли от границы и вели наблюдение издалека.

Прямо за колючей проволокой можно увидеть, как грузинские сельчане занимаются своими делами. Мы застали одного из них работающим в огороде, но, при появлении журналистов, он молниеносно исчез.

Житель села, Павлик Техов сказал, что наблюдатели Евросоюза - постоянные гости приграничных территорий их села.

Дом Павлика Техова - самый крайний в селе Зардианткар и находится прямо на разграничительной линии. Чтобы попасть к себе домой - он должен быть в списке пограничников, и, к тому же, иметь при себе паспорт, если решит куда-нибудь выйти.

Техов рассказывает, что три дома из осетинского селения остались по ту сторону границы, в их числе и дом его брата.

«Мой брат хотел один раз попасть в свой дом, его поймали и оштрафовали, с тех пор он больше не приезжает туда», - сетует он.

По словам Техова, с соседями – грузинами из близлежащего села, они никогда не конфликтуют. Он говорит, что раньше было сложнее, грузины зверствовали, похищали людей. Однажды поймали его и ложно обвинили в попытке подрыва здания полиции Грузии. Тогда Техов год и два месяца провел в грузинской тюрьме без вины и до сих пор бы сидел, наверное, там, если бы его не оправдал Страсбургский суд.

«Я служил в 4-ом батальоне. В один день после работы пошел искать пропавшую домашнюю скотину. По дороге наткнулся на грузинскую полицию и меня задержали. Один из полицейских позвонил куда-то, после чего меня повезли в Тбилиси и предъявили обвинение в попытке подрыва полицейского участка. Я то знал, что меня арестовали из-за национальной принадлежности. В своих показаниях полицейские написали, что нашли у меня в кармане взрывчатое вещество российского производства, а потом заставили подписать признательные документы», - рассказал свою историю Техов.

Он был арестован 15 октября 2008 года и выпущен 2 декабря 2009 года благодаря содействию грузинских правозащитников.

«К нам в тюрьму часто наведывались правозащитники, им я и поведал свою историю. Они нам помогали, написали за меня письмо в Срасбургский суд. В суде меня оправдали, а грузинское правительство мне выписало компенсацию в 12 тысяч рублей. Год и два месяца я просидел, будучи невиновным. Спасибо богу, что меня не убили. Всех, кого ранее поймали, не оставили в живых», - говорит Техов, перечисляя имена тех, кто был убит грузинами.

Техов сетует, что с 2009 года в его доме нет света, украли столбы и кабель, пока он сидел в тюрьме.

Глава сельской администрации Алан Кисиев заверил, что до нового года в дом Павлика Техова проведут электроэнергию. По его словам, ситуация с крайними приграничными домами сложная, потому, что они находятся на границе и рабочие не могут пропустить туда свет на чужую территорию.

«Здесь всегда были проблемы со светом, потому что столбы были старые и даже при маленьком ветре провода обрывались. Сейчас по всему селу идет замена столбов и ситуация с электроэнергией будет налажена, свет проведут и к Техову», - заверил Кисиев.

Еще одна жительница приграничья Юлия Бестаева тяжело переносит вид грузинских полицейских, да и любых грузин. По ее словам, они наводят на нее ужас, после трагических событий в 2008 году, когда грузинская армия развязала войну в Южной Осетии.

«Мы живем у самой границы, здесь шесть домов и всего несколько женщин. Мы видим, как они расхаживают на той стороне и боимся. Я боюсь выходить ночью на улицу, у нас нет света во дворе, электроэнергию проводят только сейчас. Несмотря на заверения, что нам ничего не угрожает, я все равно волнуюсь», - говорит женщина.

Бестаева вспоминает советские времена, тогда по ее словам, дома по ту стороны границы тоже принадлежали осетинам.

«Когда в селе проводили линию государственной границы, жители сильно возмущались, указывали на то, что неправильно разграничивают, и земля, исконно принадлежавшая нам, окажется на территории Грузии, но нас никто не послушал», - рассказывает пожилая женщина.

Отток из сел значительно сократился, но в приграничных селах - иная ситуация. Отсюда люди уезжают по-прежнему, на что имеются как объективные, так и субъективные причины. И для решения всех имеющихся проблем необходим комплекс мер.

Авторство:
Зарина Хубаева, "Рес"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest