Система здравоохранения Южной Осетии завершает год очередными новыми объектами, строительство которых было осуществлено по всем современным стандартам для медицинских учреждений. Продолжается модернизация технической оснащенности имеющихся объектов здравоохранения, работают программы обучения кадров и т. д. Начатая несколько лет назад масштабная программа развития югоосетинской медицины планомерно реализуется. Однако, наряду с очевидными успехами, остается достаточно много болевых точек. О достижениях и проблемах системы здравоохранения Южной Осетии и механизмах их решения - интервью с советником от Российской Федерации Министерства здравоохранения и социальной защиты, профессором Игорем Галем.
-Игорь Геннадьевич, подведите итоги 2019 года для медицинской отрасли Южной Осетии.
-В 2019 году запущен операционно-хирургический корпус в республиканском многопрофильном медицинском центре с большим ресурсом диагностической службы - от УЗИ до КТ. Построен родильный дом и 25-26 декабря планируется его ввод в эксплуатацию. Начал функционировать построенный медико-социальный центр для престарелых и инвалидов и отделение паллиативной помощи в этом же здании. Отремонтирован противотуберкулезный диспансер. Это то, что касается строительства новых объектов или реконструкции имеющихся. По части модернизации медицинских технологий в 2019 году запущено отделение гемодиализа, продолжается становление диагностической службы, куда входит и компьютерная томография, и развитие ультразвуковой службы, и лабораторной диагностики, в том числе гистопатологического обследования, развитие медицинской реабилитации, в том числе детской.
-Новые объекты сдаются в последнее время каждый год, модернизируется оборудование, технологии, есть все необходимое для высокотехничной медицины, действуют обучающие программы. Но ощущения прорыва пока нет...
- Одновременно с перечислением положительной динамики развития отрасли необходимо указать на недоработки, тогда станет понятным — почему нет ощущения прорыва. Поэтому вернемся к перечисленным достижениям уходящего года. Никаких нареканий по поводу работы открывшегося отделения гемодиализа - безупречно работают, нет перебоев с расходными материалами, имеется профессиональный кадровый ресурс, хорошие клинические показатели. Компьютерная томография — работает отделение, повышается объем исследований, необходимо еще усилить метод обследования с контрастирующим материалом. Далее - УЗИ: аппаратура хорошая, но необходима серьезная система технического обслуживания, ее нет, это касается и анестезиолого-реанимационной службы, где также в наличии хорошая аппаратуру, но она ломается, ждем месяцами, пока починят, а должна быть хорошо организованная система техобслуживания. Не работают полноценно цифровые маммограф и флюорограф, столь необходимые для проведения качественной диспансеризации. Лабораторная диагностика — здесь можно констатировать полное отсутствие лаборатории, как централизованной службы, имеет место недостаточный ввод в эксплуатацию того оборудования, которое поставляется, часто отсутствует расходный материал и реагенты, нет должного технического обслуживания. Между тем, там великолепное оборудование - автоматические анализаторы, при которых контроль качества исследований и достоверность гарантированы. Это же касается и оборудования гистопатологической лаборатории. Если не решить все эти вопросы — о прорыве говорить трудно.
- Возвращаясь к позитивным итогам года, что еще можно отметить?
- В рамках интеграционных процессов с Россией продолжается обучение кадров. «Зеленый свет» для специалистов из Южной Осетии повсюду, особенно по договоренностям с Академией преддипломного образования. Сюда, в республику часто приезжают специалисты для проведения тренингов. В числе достижений кадровой политики - участковые терапевты переучиваются на врачей общей практики, три специалиста уже подготовлены. Это безальтернативный подход для создания службы первичной медпомощи в районах. Мы подошли к созданию службы врачей общей практики. Такие врачи будут в особом тренинге. Для них и особые преференции - повышенная зарплата, комфортные условия пребывания. Обучили двух врачей по специальности "врач-инфекционист".
Немаловажное значение имеет правовая работа, проведенная в уходящем году. Были приняты закон « О предупреждении распространения туберкулеза в Республике Южная Осетия"и закон «О донорстве крови и её компонентов». За 2019 год начали работать несколько «порядков оказания медпомощи»: Порядок по анестезиологии-реаниматологии, Порядок по «скорой помощи», Порядок по медреабилитации, Порядок по нефрологии, (так как это имеет отношение к гемодиализу).
-В чем суть «Порядка»?
- Правовые и организационные механизмы выполнения стандартов медпомощи и клинической рекомендации при оказании медпомощи. Плюс анализ заболеваемости, демографические показатели и мониторинг всех этих показателей. Определение - какое оснащение должно быть по профилю, специалисты, стандарты медпомощи. Плюс финансовый расчет программы государственной гарантии бесплатной медицинской помощи.
- Что подразумевается под государственной гарантией бесплатной медицинской помощи? Медицинская помощь в Южной Осетии бесплатная.
- Это очень важный вопрос. Тут следует отметить, что на итоговых заседаниях по работе Счетной палаты России и других российских структур, недостаточно акцентировалось внимание на то, что в рамках эффективности развития здравоохранения необходимы три основных направления стратегии развития медицины Южной Осетии с 2020 по 2022 годы:
1 Программа госгарантии бесплатной медпомощи.
2 Новая система оплаты труда.
3 Централизация управления отраслью здравоохранения в республике.
Эти проекты программных документов не были в достаточной степени высвечены, хотя работа по ним проводилась в течение длительного времени. Необходимо их оперативное принятие на уровне постановлений правительства. Иначе создается впечатление, что отсутствует стратегическая работа в области здравоохранения.
Возвращаясь к госгарантии бесплатной медицины—это государственный продукт, показывающий ответственность государства, объем той медицинской помощи, которую государство оказывает в рамках конституционных прав людей. Вопрос гарантированного объема качественной бесплатной медпомощи. Для этого необходимы определенный технический, кадровый, клинический и правовой ресурс, которые создаются государством.
Медицинская помощь подразделяется на первичную, специализированную, скорую и паллиативную. Россия помогла построить все технические условия, чтобы гарантировать качественную медпомощь. Вопросы всех остальных составляющих решаются уже на месте, но и в их решении оказывается всевозможная поддержка. Сказанное можно проиллюстрировать ситуацией с паллиативной помощью. В здании медико-социального центра для престарелых и инвалидов оборудовано несколько помещений для паллиативной помощи, оснащенные всем необходимым. То есть, технические возможности созданы, дело за кадровым, клиническим, и правовым ресурсами.
Второй важный момент - новая система оплаты труда. В системах здравоохранения, включая российскую, внедрены новые условия оплаты труда, основанные на оплате труда медицинских работников по результатам качества предоставляемых медицинских услуг. В Южной Осетии - единая тарифная сетка, это уже анахронизм. Необходим новый подход в оплате труда медицинского работника. Как мотивировать молодого специалиста или специалиста с высокими компетенциями, или востребованного специалиста?! В республике ежегодно формируется экономия фонда оплаты труда, но она не направляется на оплату труда медицинских работников по так называемой схеме материального стимулирования. Можно было бы решить многие вопросы и привлечения специалистов в районы и поощрения высококвалифицированных врачей и сестер и т.д. Проект по НСОТ был разработан еще в 2018 году и затягивание его внедрения не только не разрешает актуальные проблемы, но и создает ненужные инсинуации на разных уровнях. Новая система труда продуктивно работает в России. Необходимо перейти от «несправедливого равенства — к справедливому неравенству».
- А как в медицине можно оценить качество труда того же молодого специалиста, без научных регалий и стажа?
-Количество вылеченных, удовлетворенность больных процессом лечения, клинические показатели и многое другое.
- В чем заключается проблема централизации управления медотраслью?
-Минздрав определяет политику по здравоохранению. Это останется словами, если не будет действенного управления всеми медучреждениями со стороны Минздрава. На сегодняшний момент все первичная сельская и районная медпомощь подчиняется районным администрациям. Как при этом можно влиять на формирование первичной медпомощи в районах, правильно управлять кадровым ресурсом, заработной платой, иными расходами?
- Вопрос централизации поднимали не раз,что мешает решить его? Он не связан с финансированием, кадровыми и другими сложностями, все ведь просто.
-Тем не менее, вопрос пробуксовывается по непонятным причинам. Хотя есть небольшие продвижения в этом направлении.
- Многие граждане Южной Осетии отправляются на лечение за пределы республики. Как осуществляется маршрутизация?
-При РММЦ создан консультационно-эвакуационный центр. Его задача обеспечивать и внутреннюю эвакуацию больных(из районов и сел в столицу), и внешнюю - из Южной Осетии в Россию. Для оптимальности маршрутизации необходим технический ресурс - машины класса «С» или «В». Класс «С» это уже «реанимационная койка» на колесах. В районных больницах они необходимы, чтобы они могли сами привезти больного, не теряя времени. В Кваиса машина класса «С» имеется. В рамках приказа по созданию консультационно-эвакуационного центра определены график дежурств специалистов. Это то, что касается срочной эвакуации больных. По плановой помощи — направляется много людей в ведущие российские медицинские центры по линии обязательного медицинского страхования. Эта программа успешно работает для граждан, имеющих российский полис ОМС. За 2019 год было направлено 443 пациента.