Мы обязаны вести последовательную политику возрождения языка, этики духовной и материальной культуры

вт, 02/02/2010 - 12:42
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Одним из наиболее запоминающихся событий 2009 года стали парламентские выборы, которые впервые в истории Южной Осетии проходили в признанной независимой республике. Подводя итоги минувшего года о том, как работает Парламент, какие проблемы решаются Комитетом по национальной политике, культуре, науке, образованию, религии и СМИ - наша беседа с председателем парламентского Комитета, первым заместителем Председателя Парламента РЮО Мирой Цховребовой:

- Мира Валентиновна, как Вы оцениваете работу Парламента с учетом той деятельности, которая осуществляется после выборов?

- Оценивать работу Парламента, может быть, еще рано. Исполняя свою основную задачу, Парламент как законотворческий институт на сегодняшний день принял 14 законов - это для справки. Кроме того, избиратели регулярно обращаются к нам со своими проблемами, самыми разными, социальными, бытовыми. Проблем в послевоенной республике множество, и решать их, как правило, далеко не просто. Мы реагируем на каждое заявление, и там, где можем помочь, помогаем всегда.

- В настоящее время в нашем обществе большой объем социально-экономических проблем, которые так или иначе решаются, но, на мой взгляд, остаются в стороне проблемы идеологического характера, которые находятся в спектре работы парламентского Комитета, который Вы возглавляете. Как планируете вести национальную политику?

- Национальная политика - это стратегия развития государства и стратегия улучшения жизни каждого гражданина. Стратегия развития всегда и при любых обстоятельствах, в том числе, если не в первую очередь, в условиях послевоенной разрухи жизни народа, который собственной кровью, невосполнимыми потерями и страданием это государство защитил и отстоял.

Нам еще предстоит дать политическую оценку и августовским событиям, и первому послевоенному году.
Сегодня, пусть тяжело и трудно, но ситуация в республике улучшается. Худо-бедно, переживаем вторую послевоенную зиму. Строимся.
Вопрос в том, что именно мы строим. Отстраиваем ли одни только жилища, или строим и государство? Пусть крошечное - есть и поменьше, пусть очень-очень зависимое, но снова ПРИЗНАННОЕ, но снова СУВЕРЕННОЕ Осетинское государство. Ведь, какой бы долгой ни была дорога в ООН, мы уже победили - мы выжили, мы сохранили свое государство.
Новый политический статус обозначил нас как народ, как нацию, а не как кучку людей, вырвавшихся из блокады. Народ со своей культурой, со своей историей и со своим будущим.
Я приведу цитату из лекции "Что такое нация" французского философа и писателя XIX века Эрнеста Ренанна: "Общая слава в прошлом и общая воля к настоящему; воспоминания о совершенных подвигах и готовность к дальнейшим - вот существенное условие для создания нации… Позади - наследие славы и раскаяния, впереди - общая программа действия… Жизнь нации - это каждодневный плебисцит".
Красиво, точно и близко нашему пониманию своей исторической судьбы, не правда ли?! Общая слава в прошлом, воспоминания о совершенных подвигах и наследие славы - этого у нас полно и с переизбытком. Пусть не наша заслуга, но наше законное кровное наследство.
Общую волю к настоящему мы тоже явили всему миру, когда, обложенные со всех сторон, дрались за свою независимость прутьями и автоматами против танков.
Впереди - общая программа действий…
Так что же мы строим - только личное жилье, или еще и наш общий Дом? Если все-таки общий Дом, тогда это наша общая работа. А как строить этот Дом - это и есть национальная политика.

- Каким Вам видится процесс осуществления этой политики?

- Прежде всего, необходимо продумать экономическую политику нашей республики, с тем, чтобы создать собственные производства, благодаря которым увеличится доходная статья госбюджета. Отсутствие отечественных производств - причина безработицы и позорно низкого заработка наших граждан, при этом из наших скудных средств мы умудряемся поддерживать чужого богатого дядю, а не отечественного предпринимателя. Такого предпринимателя необходимо создать. А создать его можно только при условии внятной и продуманной экономической политики, без которой нечего и надеяться на то, что когда-нибудь наша заработная плата существенно вырастет или мы решим проблему безработицы. Это хорошо понимают все и каждый отдельно взятый гражданин нашей республики. Однако одним пониманием сыт не будешь.
Собственные производства - это не только сельхозпродукты и стройматериалы - то, чем мы могли бы быть богаты и самодостаточны, но и национальные производства с брендом Made in South Ossetia-Alania. Осетинское пиво, не уступающее ирландскому "Гиннесу", "Джиджджийы арахъхъ", который легко мог бы конкурировать с шотландским виски… Лавры этих брендов не дают мне покоя, ведь это наши предки принесли в Европу пиво и виски как свою ритуальную культуру застолья. Сыр, кисло-острые соусы и т.п. Производство национальных сувениров чаша Уацамонгæ, пивной котел, меч, крест в камне, плуг, золотое руно, свирель Ацамаза, фæндыр Сырдона и многое другое, что сохранил наш фольклор как символы и предметы древнейшей культуры.

Национальные сувениры и национальные производства - это сильная и очень эффективная национальная политика. А сегодня при финансовой поддержке России - что еще нужно, чтобы возродить сельское хозяйство, создать производство стройматериалов и национальные производства, кроме "общей воли к настоящему" и государственной "программы действий"?

Разумная экономическая политика - это одна сторона вопроса, другая - возрождение национальной идеологии и национального самосознания. Национальное самосознание начинается с осознания того, что ты являешься не просто отдельно взятым человечком, а являешься представителем некой общности. Эта общность складывается из конкретных вещей. Она - наша общая физиономия. В ней наша общая сила и самобытность, то, что мы являем миру - признающему нас и не признающему. Где бы мы ни жили, мы навеки отмечены печатью этой общности. Ее не сотрешь, по счастью, и не растеряешь ни под обстрелом, ни перед руинами своего дома, ни в унизительных очередях за стеклом или за гуманитарной помощью. Это она заставляет нас всегда возвращаться домой, на родину, в Чъреба. Хотя в Цхинвал сейчас ведут дороги отовсюду.
Получив признание, мы получили также и билет на парад признанных государств. Что мы готовы показать, с чем своим и особенным готовы вступить в большую политику мировых государств? Наша история, древняя и современная, обеспечила нас правовыми основаниями для возможности признания другими государствами. Россия, вопреки международному сообществу и ООН, сделала эти основания субъектом международного права. Слово за нами.
Наша цель - развернуться лицом к тому, что нас объединяет и делает народом, а не разъединяет. И здесь тоже необходима "программа действий" и "каждодневный плебисцит". Государство же, при соответствующем правовом и бюджетном обеспечении, не экономя на программах, обязано вести последовательную политику возрождения языка, этики, духовной и материальной культуры. Только так, только в этом случае возможен успех наших национальных проектов и строительство государства.
В настоящее время наш парламентский Комитет готовит к рассмотрению два закона - закон о топонимии и закон о фамилиях. Всем осетинским фамилиям и всем названиям населенных пунктов республики будет возвращено их исконное звучание и написание в официальных документах. Три столетия назад, с присоединением к России и в условиях тогдашней политической реальности, осетинские фамильные имена были адаптированы, приспособлены к русскому языку и слуху. Приняв закон о фамилиях, мы вернем себе свои фамильные имена.

- Эта работа, видимо, требует привлечения специалистов?

- Конечно. Для подготовки законов созданы специальные рабочие группы ученых-осетиноведов. Для разработки закона о фамилиях будут использованы труды Гаглоевой Зинаиды и Цховребовой Замиры, кроме того, привлечены и ученые Северной Осетии - совместными усилиями создается реестр всех осетинских фамилий, который станет официальным Приложением к закону.
Здесь я не могу не отметить личный вклад замечательного ученого, патриотки и труженицы Замиры Дмитриевны Цховребовой в подготовке приложений к двум названным законопроектам. Знаете, я бы вывела ее на площадь вместе с нашими замечательными, талантливыми осетиноведовами, историками, этнографами и археологами, чтобы народ, чтобы новые цхинвальцы рассмотрели их внимательно и запомнили - ведь это они в непростых обстоятельствах в составе ГССР, часто рискуя карьерой и свободой, собирали по крупицам нашу культуру, историю и язык - все то, чем мы сегодня живы. Это они сохранили нам национальное лицо и достоинство и воодушевляли нашу волю к независимости. СПАСИБО им за это.

- Другой немаловажной проблемой является спектр вопросов, связанных с молодежной политикой. Что делается в этом направлении?

- Это важнейшая из наших проблем. Развал СССР и двадцать лет между 23 ноября 1989 года и 26 августа 2008-го болезненнее всего ударили по молодежи. Старшее поколение еще пребывало в прежней системе, а молодежь ушла в свободное плавание. Война стала их школой. И когда наши мальчики внезапно возмужали и вооружились, героизм и беспредел, подвиги и преступления стали для их естественной формой существования и самовыражения. Конечно, беспредельничал не каждый, но мы все помним, как поступали и герои.
К 8 августа подросло и взялось за оружие следующее поколение молодых львов. Моему младшему сыну в августе было 17 лет, когда он встал рядом со своим отцом и старшими братьями.
Чтобы вернуть нашу молодежь к мирной жизни, ее, эту мирную жизнь, нужно правильно построить и построить вместе с ними и по справедливости. У нас ведь обостренное чувство справедливости - кому-то дали, кому-то недодали или вовсе обделили. Мы - маленькое общество и всё на ладони, и все на виду.
Государство должно предложить новую систему образования и воспитания, которая сочетала бы новейшие достижения в этой области с безупречной национальной традицией воспитания. Ведь именно благодаря совершенству национальной культуры воспитания, благодаря Æгъдау наша молодежь удержала себя на самом краю в хаосе 90-х. Æгъдау - неистребимая печать, даже если она местами стерта. А начинать надо с детского сада, с дошкольного образования.

- Как известно, новогодние утренники традиционно пытаются проводить на русском языке, при этом большая часть детей плохо им владеет. Может быть, имеет смысл издать директивные запреты?

- Почему бы и нет. В этом вопросе директивы не помешают. Тем более, что нам есть чему и на чем учить наших детей - наш фольклор ждет переложения на мультипликационные фильмы, компьютерные игры, красочные издания. На этих проектах экономить нельзя.
Сейчас широко обсуждается полилингвальная система среднего образования - это школа, в которой преподавание ведется на трех языках - осетинском, русском и иностранном. Программа разработана в Северной Осетии. Ее авторы - известные ученые, достаточно назвать имя профессора Руслана Сулеймановича Бзарова. В Департаменте образования России ее не только одобрили, но и высоко оценили. В новом учебном году по программе полилингвальной школы будут обучаться в нескольких субъектах РФ, в том числе в Татарстане.

- Есть ли у нас хоть какая-нибудь база для открытия полилингвальной школы?

- Есть главное - учебники и методика. Есть и договоренность с авторами программы о подготовке наших учителей начальной школы. Весной мы планируем провести парламентские слушания с участием авторов программы. В декабре они уже выступали на всероссийской конференции, где рассказали о своем методе.
К сожалению, мы не сможем перевести на полилингвальную систему обучения все школьные классы. Попытаемся начать эту работу с начальных классов. Однако необходимо усилить национальный компонент в школьных программах для всех классов, ввести во все образовательные программы уроки Ирон æгъдау. Необходимо изучить и очень привлекательный опыт работы Лаврентия Касоева в Государственном лицее - одной из трех лучших школ республики.

- Регулярно в Правительстве ставится вопрос о необходимости восстановления профтехучилищ. Что изменилось в этой ситуации?

- На базе сельхозтехникума открывается политехническое училище. Эти расходы уже расписаны в бюджете текущего года.
Руины университета все еще в ожидании строителей

- Тема университета также связана с клубком нерешенных проблем…

- С 1975 года я работаю в университете. Можете представить себе - Каково это каждый день видеть его руины? Наш университет, Вы знаете, никогда не прекращал своей работы, даже под обстрелами. Помню, в начале нулевых, комиссия из Департамента образования РФ назвала преподавателей университета героями, выжившими и продолжающими работать вопреки здравому смыслу. Героями мы себя, по правде говоря, не чувствовали - простые цхинвальцы, как все, в равных условиях. Это сейчас понимаешь, что все цхинвальцы - герои, и павшие, и живые.
Благодаря университету в 90-е годы у нашей молодежи была возможность получать образование, просто уйти с улицы, остаться в Южной Осетии. Это было большое дело.
Полтора года университет работает в две смены со всеми вытекающими издержками и ждет восстановления. Очень надеюсь, что в этом году оно начнется.
«Симд» - лицо нашей культуры

- Очень много задач стоит перед руководством РЮО в вопросах восстановления не просто объектов культуры, но и культурной жизни республики в целом. С чего нужно начинать этот процесс?

- Россия нам выделяет средства в 2010 году не только на восстановление, но и на развитие. Наши национальные приоритеты в сфере культуры и образования - Госуниверситет, Госдрамтеатр, музеи, "Симд".
В настоящее время ведутся строительно-восстановительные работы в музыкальном училище. Есть предварительная договоренность с Правительством об открытии хореографического факультета при музучилище. Цель создания этого факультета состоит в подготовке профессиональных танцоров для "Симда", и не только. Но "Симд" - прежде всего. "Симд" - лицо нашей культуры, "наша визитная карточка", как выразился Президент.
В Государственном ансамбле "Симд" должны танцевать не любители, а настоящие профессионалы. В 2009 году Правительством были выделены финансовые средства на поддержание "Симда". В конце года мы увидели исторические аланские костюмы. Сами танцоры высоко оценили труд нового художественного руководителя Вадима Цховребова, но лично мне на этом концерте не хватило Танца. Ведь в осетинском языке "кафт" является однокоренным со словом "куывд" ("молитва"). Кафт - это, конечно, и демонстрация молодецкой удали, но прежде всего это ритуальное действо - молитва и размышление, выраженные посредством пластики тела. Этот базовый элемент осетинского танца необходимо оживить, чтобы не уйти в сторону художественной гимнастики.
Хорошо бы нашим хореографам объединить свои таланты и опыт, прислушаться к маэстро Мэлсу Шавлохову, к Майе Четион и вместе, во имя любви к Танцу и Родине, создать такую хореографическую школу, такой ансамбль, какой уже много лет ждут обе Осетии. Это дело национальной чести. Иначе наши предприимчивые соседи окончательно огрузинят осетинские танцы, и с тем и войдут в историю.
С "Симдом" связана еще одна серьезная проблема - здание, которое вообще не приспособлено к репетициям и представлениям. Если бы Правительство прониклось важностью задачи, можно было бы изыскать средства на строительство Дворца для "Симда", к примеру, на месте бывшего кинотеатра "Фидиуæг".
И изыскать средства можно, если распрощаться с массой приглашенных и высокооплачиваемых специалистов и привлечь наших, которые годами сидят без работы. Одно дело - уникальный специалист, аналога которому нет в республике. Такому не жалко платить, оплачивать его командировочные и жилье. Другое дело - армия госчиновников, инженеров и строителей, на содержание которых уходят внушительные суммы.
Бесценные экспонаты музея гибнут

- В катастрофическом положении находятся музеи, а ведь они тоже некогда являлись "визиткой" Южной Осетии…

- Здесь все очень плохо. Музей - забота государства, хранилище памятников нашей культуры и истории. Музей - это не только объект культуры, но и научно-исследовательский институт, и объект просвещения. Наши школьники давно забыли дорогу в музей. Его нужно строить, восстанавливать, возвращать вывезенные экспонаты, пока еще есть что возвращать. В списке восстановления национальных приоритетных объектов он должен занимать одно из первых мест, наряду с Госуниверситетом и Госдрамтеатром.

- В бюджете текущего года заложены эти средства?

- Предусмотрено восстановление помещения для музея. Но кроме краеведческого, есть ведь еще и музей Боевой славы. На восстановлении обоих музеев экономить нельзя.

- Не менее важным объектом, аккумулировавшим культурную жизнь РЮО, являлся некогда Государственный драматический театр. Когда зрители и артисты смогут вернуться в него?

- Госдрамтеатр входит в список объектов, подлежащих первоочередному восстановлению. В настоящее время наш парламентский Комитет составляет письмо, адресованное мэру Москвы Юрию Лужкову, с просьбой о строительстве театра. Посмотрим, что получится.

- Подводя итог нашей беседы, как бы Вы сформулировали главную цель работы Комитета, который Вы возглавляете?

- Если коротко - развивать и укреплять то, что составляет нашу общность.

Газета "Южная Осетия".

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest