Итак, 19 апреля в свои права вступил избранный народом третий по счёту Президент Республики Южная Осетия Леонид Тибилов. Обретение президентства, как известно, включает три этапа. Первый — собственно сами выборы, второй — юридическая легитимация посредством официального вступления в должность, и третий — формирование команды. Первые два этапа успешно пройдены, и начался третий, самый интересный по интриге этап.
Главным вопросом был — кто станет премьер-министром? Мнения разделились. Высказывалось предположение о том, что Москва настоит на русском представителе; предполагались кандидатуры осетин из российской глубинки или Владикавказа. Было даже мнение, что пост главы правительства может занять один из участников президентской гонки 2011 года. Вопрос разрешился поздно вечером 25 апреля — кабинет министров возглавил Ростислав Хугаев, выходец из Южной Осетии, проживающий и работающий в Самаре. Правда, пока с приставкой «и. о.». Р. Хугаев был изначально в перечне предполагаемых кандидатур. Вызывает уважение и позиция Москвы, очевидно, всё же согласившейся, что южные осетины сами способны решать свои проблемы, и доверившей, таким образом, им расходование российских средств. Впрочем, возможно, это была и принципиальная позиция вновь избранного Президента, ещё в начале предвыборного марафона неоднократно твёрдо заявлявшего, что упор будет делаться на местные кадры. В любом случае, возвращение практики осетинского премьера — сильный ход, можно даже сказать, долгожданный.
С данным назначением, которое ещё ждёт своего утверждения в Парламенте РЮО, закончилась и эпоха премьера В. Бровцева. Время, запомнившееся необычайными политическими кульбитами и неожиданным цугцвангом (вынужденный ход в шахматной игре. — Ред.). Человек, против которого работала целая команда, включающая верховную власть, депутатов, СМИ, не только смог устоять перед нажимом, но и прийти к руководству страны. Люди, работающие против него все последние годы, самым невероятным образом способствовали приходу В. Бровцева к высшей власти в Южной Осетии. Более того, премьер, став и. о. президента, стал вершителем личных судеб своих же гонителей. Благодаря интригам нашу Республику возглавил человек, гражданином страны не являющийся. Этот невероятный феномен может стать наглядным примером того, как интриганы во власти переиграли сами себя! Но теперь это уже перевёрнутая страница.
Ещё одним знаковым назначением нового президента стало утверждение Бориса Чочиева главой Администрации Президента. Только в последние годы этот пост стал тем центром, который влиял на принятие многих ключевых кадровых решений. Раньше, ещё года четыре назад, глава Администрации Президента был формальной фигурой, этот пост был своего рода почётной ссылкой для проштрафившихся, но пользующихся доверием президента чиновников. Б. Чочиев — аппаратчик до мозга костей, знающий все тайны мадридского двора, и, самое главное, человек, на которого президент может положиться. Впрочем, от этого не будет легче работникам низового звена. Надеемся, что у работающих в здании Правительства есть по три запасных шкуры.
Не вызвало большого удивления и назначение на пост Генерального прокурора Мераба Чигоева. Это профессионал, ранее уже возглавлявший Генеральную прокуратуру. Другое дело, что с назначением Б. Чочиева и М. Чигоева переговорный процесс в Женеве лишился своих главных персон. Впрочем, уверены, что желающих набраться международного политического опыта в виде зарубежной поездки найдётся немало. Между тем, М. Чигоеву придётся уже в скором времени заниматься делами, далёкими от привычного формата дискуссий: Президент Л. Тибилов во время представления нового прокурора работникам прокуратуры огласил конкретные поручения по проверке организаций, работавших над восстановлением Республики после августа 2008 года.
Из уже подписанных указов следует отметить смену глав в Знаурском и Ленингорском районах. И хотя в предвыборное время много говорилось о местном самоуправлении, о необходимости выборности глав районов и не только, вышеуказанные назначения были обозначены указами Президента. И тут уже надо подсуетиться парламентариям с затянувшимся принятием соответствующего закона. В любом случае, это только усилит позиции главы Республики.
Каждое новое назначение в Республике рассматривается с повышенным вниманием. Кто он — новый назначенец? Какую группу сторонников президента он представляет, насколько глава государства был независим в этом назначении, или ему всё же пришлось учитывать интересы сторон и идти на вынужденный компромисс. Сейчас особое внимание приковано к нескольким министерствам как военного, так и экономического блока, куда, судя по людской молве, претендует, в зависимости от министерства, от трёх до девяти человек. Единственное, кандидатура на пост министра финансов выглядит уверенно одиноко и стабильно, что не может не обнадёживать.
Для работников республиканских СМИ также представляют интерес возможные кадровые назначения в информационной сфере Республики. Здесь маячит несколько человек, включая и действующую главу Госкомитета. Кстати, данное направление всегда выгодно отличалось от других ведомств. Работа здесь — на поверхности, поэтому усомниться в недееспособности данной структуры просто невозможно. Тем более что за последнее время работа вышла на новый качественный уровень, нужно лишь немного времени, чтобы окончательно закрутить обновлённые гайки информационно-коммуникационной машины.
На момент подготовки материала о других ключевых назначениях пока ещё не было известно. Но главный на сегодня вопрос — когда Президент представит кандидатуру премьера на утверждение в Парламент? Определённых сроков для формирования Правительства по законодательству нет, но и затягивать с формированием исполнительной ветви власти тоже нет смысла. Кулуарно пока поговаривают, что ко Дню Победы Правительство, возможно, всё же будет сформировано более чем на половину.
Л. Джиоев
Юго-осетинская газета «Республика»