В районе 12-й школы шли ожесточенные бои, - очевидец войны августа 2008 года

чт, 06/08/2020 - 14:56
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Район 12-й школы стал одним из первых, куда вошли вторгшиеся в Цхинвал алчущие крови грузинские убийцы. В этой окраине города они особенно бесчинствовали. Кроме того, что вели беспорядочный огонь по жилым домам из танков, разрушая и сжигая их, в упор расстреливали мирных граждан.

80-летний Заур Кабулов стал одним из первых в этом районе, с которым грузинские нелюди безжалостно расправились.

Как поведала нам племянница убитого старика Заира Бестаева, которая проживает по соседству с квартирой покойного Заура в двухэтажном корпусе, это случилось 8 августа, примерно в 11 часов утра. «Когда ночью с 7 на 8 августа столица нашей республики подверглась массированному артобстрелу, я, Заур и другие соседи прятались в подвале, — рассказывает Заира. — Я присматривала за ним. Заур после смерти жены несколько лет жил один. Сын живет в Санкт-Петербурге, а дочь — в Квайса.

Я волновалась за дядю, который, невзирая на массированный артобстрел города, периодически выходил из подвала проверить квартиру, не попал ли в нее снаряд. Я все время упрашивала его не выходить из подвала, не беспокоиться за квартиру. Объясняла ему, что самое ценное, что есть в этой квартире — он сам, и нужно беречь себя, но он не хотел слушать.

8 августа, около 11 часов дня, он опять поднялся в квартиру. Через несколько минут к нам в подвал стала доноситься грузинская речь. Мы поняли, что грузины вошли в город и были в ужасе. Они с близкого расстояния начали стрелять по нашим квартирам. Я испугалась за дядю. Немного погодя, когда грузины прошли дальше в город, видимо, торопились, я незаметно вышла из подвала и поднялась в квартиру Заура. Дверь была приоткрыта, и я увидела ужасную картину: Заур лежал мертвый. На его спине были видны пулевые и осколочные ранения. Видимо, когда он услышал лязг вошедшей в город грузинской бронетехники, подумал, что это российские танки и выглянул из окна, чтобы приветствовать их.

Находясь в подвале, мы через мобильные телефоны получали информацию о том, что российские танки направляются к нам на подмогу, и ждали их появления. Заур говорил, что русские не оставят нас в беде. Вместо желанных русских он увидел врагов, повернулся спиной и хотел, наверное, спрятаться, но грузины стали в него стрелять. Он дополз до двери и скончался. Не знаю, из каких орудий еще обстреливали его квартиру, но вся его спина была в осколках. На третий день несчастного Заура мы похоронили в огороде. Сейчас приехал его сын и собирается перезахоронить Заура на Згудерском кладбище рядом с могилой супруги».

Как еще рассказала Заира Бестаева, после того, как грузины обстреляли их дома и убили Заура Кабулова, они зашли во двор корпуса, заходили и в подъезды и там схватили одного из соседей — Станислава Славинского, которому под шестьдесят лет, и увели его в плен в с.Никоз. Однако Станислав оказался мужчина не промах: каким-то чудом ему удалось ускользнуть от грузин и вернуться в Цхинвал.

В этом же районе в девятиэтажном доме №139 был убит Яков Губиев, которому, по словам соседей, было около 78 лет. Яков был инвалидом, глухонемым.

Как рассказывает соседка семьи Губиевых Земфира Качмазова, Яков был убит грузинским снайпером днем 8-го августа. «Во время несмолкаемой канонады Яша находился дома. Он долго отказывался спуститься в подвал. Днем 8-го августа после уговоров родственников он согласился укрыться в подвале. В тот момент, когда он собирался выйти из дома, грузинский танк ударил по одной из квартир корпуса.

Все стекла в девятиэтажке тут же рухнули. Яша жил на седьмом этаже. Когда он заметил, что стекла в доме разбились, вернулся в комнату, выглянул в окно и тут же грузинский снайпер откуда-то выстрелил в него. Пуля попала в лоб и он скончался на месте. А квартиру еще долго продолжали обстреливать».

10 августа Яшу временно похоронили во дворе пансионата для инвалидов и престарелых, который находился в этом же районе. Родные собираются в эти дни перезахоронить его на Згудерское кладбище.

В том же доме №139 тяжелую утрату понесла семья супругов Раисы и Мелитона Тадтаевых. Один из двух сыновей, младший, 22-летний Виктор, сотрудник Минобороны РЮО, погиб как герой, пытаясь помочь заложникам.

9-го августа, когда грузинские бандформирования вновь вторглись в Цхинвал, в этом районе развернулись ожесточенные бои. Несколько десятков грузинских убийц обосновались в одной части дугообразного двухэтажного жилого корпуса, жители которого в это время укрывались в подвальном помещении. Еще несколько грузинских снайперов удобно расположились в здании школы №12.

«Узнав, что мы прячемся в подвале, около 15 вооруженных до зубов грузин подошли к нам и потребовали, чтобы все с поднятыми руками вышли из подвала. Еще несколько грузин сидели в наших домах, — вспоминает одна из жительниц захваченного грузинами корпуса Елена Качмазова. —

Нас в подвале было человек восемь, из них четверо были мужчины пенсионного и предпенсионного возраста. К ним вышла я и еще одна женщина. Мы на грузинском языке начали просить их не убивать нас. Они нам сказали, что скоро за нами заедет какая-то машина и увезет нас в Грузию. В это время к себе домой возвращался наш сосед, Вилен Чибиров. На наших глазах грузины расстреляли его в упор. Затем на помощь к нам поспешили наши местные ребята-ополченцы и завязался бой. Грузины, вызвавшие нас из подвала, тоже укрылись в доме и оттуда отстреливались, а мы вновь бросились в подвал. Мы уже не боялись за себя, боялись за наших ребят, среди которых был и мой сын.

Все время молились за них. Первыми к нам на выручку прибежали Виктор Тадтаев и его друг Владик Газзаев. Они, скорее всего, не ожидали, что грузин в доме так много. Когда забежали во двор, у них уже не было времени где-то укрыться и оттуда вести бой, грузины не преминули этим воспользоваться… Ребята героически сражались, но погибли».

Когда остальные силы сопротивления города активно начали атаковать незваных гостей, грузинам на подмогу пришли танки, но немногочисленным нашим ополченцам удалось их выдавить из города. Снайперов, стрелявших по живым мишеням из здания школы, нашим бойцам удалось ликвидировать.

Вилену Чибирову, по словам соседей, было примерно 34 года. Он похоронен в Северной Осетии. Грузины оставили без отца семилетнего сына Вилена и трехмесячную дочурку. Во время войны его супруга и дети находились во Владикавказе.

Как сказала мать Виктора Тадтаева, ее сын собирался нынешней осенью сыграть свадьбу. «Он был такой счастливый, радостный, хотел еще этим летом жениться, но ситуация вокруг республики все больше накалялась и я просила его подождать немного, пока обстановка не нормализуется. Было решено свадьбу сыграть осенью. Кто бы мог подумать, что все обернется таким образом…», — не сдерживая слез говорит Раиса Тадтаева. Виктора похоронили во дворе пятой школы.

Владик Газзаев жил в районе Шанхая. По словам товарищей, ему было около 35 лет. Владик пользовался большим уважением среди друзей.

В доме №118 напротив 12-ой школы — трое погибших. Супруги Эдуард Гаглоев (50 лет), Залина Тибилова (48 лет) и их соседка Диана Каджаева (53 года). Грузинские изверги жестоко с ними расправились по дороге в с. Тбет, когда они пытались вырваться в более безопасное место, в Дзау.

По словам очевидцев, убийства этих мирных граждан, их соседок Зои Пухаевой и Нази Хубаевой, вечером 9 августа Эдуард Гаглоев с супругой и родственниками и несколько соседей решили выбраться из Цхинвала. «Мы были крайне утомлены в подвалах без пищи и воды. Даже на секунду невозможно было высунуться из убежища. Грузинские солдаты и танки разгуливали по нашей улице, рядом с нашими домами, а снайперы стреляли по любому движущемуся предмету. Когда вечером 9-го их вытеснили из нашего района и немного стало спокойнее, мы решили покинуть город опасаясь, что грузины снова войдут в город», — рассказывают соседки.

На трех машинах они выехали из Цхинвала. В первой машине сын Эдуарда Алик вывозил родственников: жену и невестку своего дяди. Во второй машине вместе с Эдуардом и его супругой ехала Диана Каджаева, в третьей — супруги Гоги и Нази Хубаевы с дочерью и Зоя Пухаева с мужем.

«Еще проезжая по городу наши машины подверглись обстрелу, но вернуться назад уже не могли, — продолжают рассказывать Нази и Зоя. — Доехав до с. Тбет, у поворота на Зарскую дорогу мы попали под прицельный огонь стоявшего там целого отряда грузинских военнослужащих. Ехавшие впереди Алик с двумя женщинами сразу выскочили из машины и куда-то скрылись. Чудом из них никто не пострадал. Машина Алика была полностью изрешечена. А вот Эдик с супругой и Диана не смогли вырваться из-под обстрела. Их сначала в упор расстреляли, а потом подожгли машину вместе с ними. Наш «Жигули», следовавший за ними, тоже попал под обстрел. Мы развернулись и успели скрыться. Другой дорогой нам удалось благополучно доехать до Дзау. Алик, жена его дяди и их невестка тоже спаслись. Они всю ночь пешком через леса добирались до Дзау».

Останки сожженных Эдуарда Гаглоева, Залины Тибиловой и Дианы Каджаевой, от которых остался только пепел, 12 августа похоронили.

В районе 12-й школы еще несколько убитых мирных граждан. Есть и пропавшие без вести.

Авторство:
Сергей Газзаев, газета "Южная Осетия"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest